Выписка из информдоклада № 38 Ульяновского отдела ОГПУ направленного в Наркомзем. 16 октября 1924 г.

Реквизиты
Тема: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1924.10.16
Метки: 
Источник: 
Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 2. стр. 252-253
Архив: 
РГАЭ. Ф. 478. Оп. 1. Д. 1372. Л. 286. Подлинник.

№ 186

Политических эксцессов и волнений за отчетную неделю не было. Бее настроение крестьян проходит под флагом отдачи единого с/х налога, и в связи со сбором такового есть определенно пониженное настроение крестьянских масс. Особенно, как и ранее, в сводках сообщалось, крестьянство недовольно тем положением, что [при] взимании налога деньгами приходится продавать много хлеба и др. с/х продуктов по очень низкой цене. По ряду волостей уездов крестьянство начинает распродавать скот, дабы внести налог.

Необходимо оговориться, что кампания по сбору налога проходит вяло, и это отчасти вызвано тем обстоятельством, что местные сельские и волостные власти слабо проводят политику сборов, ссылаясь на то, что скоро перевыборы (с 10 октября с.г.) и что новые выборные пусть собирают.

За отчетное время наблюдалось в среде крестьянства нижеследующее:

По ряду волостей Корсунского, Сызранского и Алатырского уездов кулаки агитировали, что правительство всесторонне не учло последствий налога, т.к. сельское хозяйство от тяжести такового не восстанавливается, а наоборот, в корне разрушается.

Поступают жалобы на тяжесть налога, что зафиксировано по В.Березинской вол. Корсунского у., по Чеберчинской вол. Алатырского у.

На почве сбора налога кулацкий элемент ведет разного рода агитацию, которая хотя и слушается порой и нередко одобряется, но в жизнь крестьянством не проводится и дальше простых слов не идет. Кроме всего этого, кулацкий элемент стремится захватить в свои руки ранее у него национализированные мельницы и другое имущество, это имеет место в Алатырско-Ардатовском и Корсунском и части Сызранского уездов.

Необходимо остановиться на факте сильного пьянства волостных сельских властей, чем сильно подрывается авторитет власти. Первенство в этом отношении берет Корсунский у., затем Алатырско-Ардатовский, и по нисходящей линии идут Сызранский и Ульяновский.

Милиция работает слабо. Самогон не прекращается. Из быта деревни констатируется массовые количества пожаров по селам и деревням, особенно в Алатырском у., затем хулиганство, мелкие кражи, в конечном итоге доходящие до бандитизма. Последний в его различных видах особенно развит в Алатырском и Корсунском уездах. Крестьянство терроризировано, т.к. за отчетную неделю зафиксировано несколько убийств проезжающих, не считая массовых ограблений.

В крестьянской жизни — более сильные хозяйства, которые имеют достаточный живой и мертвый инвентарь, а отсюда вытекает, что частично бедняцкое население деревни попадает в кабалу к более мощному хозяину, отдает в аренду свои земельные наделы, ведет испольную обработку земли, и есть такие факты — идет открыто в батраки к более мощному хозяину, отсюда можно констатировать, что засилье кулацкого элемента в деревне чувствуется (Алатырский, Ардатовский, Корсунский и отчасти Сызранский и в меньшей степени Ульяновский уезды).

Во многих местах, с урегулированием землепользования, вопрос еще не разрешен окончательно, и будет, надо полагать, разрешен не ранее производства землеустроительных и регистрационных работ на площади губернии.

Всходы озимых хорошие.