Из обзора ОГПУ политэкономического состояния СССР за март 1924 г. 19 апреля 1924 г.
№ 139
Классовое расслоение деревни
Отмеченный в прошлом отчетном периоде факт экономического усиления зажиточных и отчасти середняцких слоев деревни, наряду с разорением бедноты и ростом батрачества, обуславливает классовое расслоение деревни и выделение бедноты в политически устойчивую группу. Об этом говорит, в первую очередь, стремление бедноты к вступлению в РКП, факт, указанный в прошлом отчетном периоде в связи со смертью т. Ленина и продолжающий иметь место в целом ряде губерний (Тамбовская, Тульская, Царицынская, Челябинский округ Уральской обл., Архангельская, Саратовская, Харьковская, Подольская и Карелия).
Об усилении политической активности бедноты вполне свидетельствуют борьба за укрепление комнезамов на Украине (Донецкая, Киевская губернии); овладение комитетами взаимопомощи, становящимися в значительном числе губерний преимущественно органами бедноты и усиливающиеся, несмотря на враждебность кулачества и отчасти середнячества; и, наконец, резкий антагонизм с другими слоями деревни на почве важнейшего вопроса дня, землеустройства (Немкоммуна, Гомельская и Киевская губернии, Башкирия и Туркестан). Таким образом, при наличии еще значительной зависимости бедноты от кулачества, все же можно констатировать углубление классового расслоения деревни и стремление к высвобождению бедноты из-под кулацкого влияния.
Выступления кулачества в отчетном периоде характеризуются агитацией в связи с репрессиями к недоимщикам по единому налогу и стремлением к срыву кампаний страховой и сбора на местный бюджет. Отмечен ряд случаев активных выступлений кулаков, ввиду отказов от уплаты налогов в губерниях Карачаево-Черкесской, Череповецкой, Архангельской, Енисейской и Томской. На беспартконференциях на Украине отмечались выступления кулаков с требованием равноправия с незаможниками. В Уральской обл. и на Кубани наблюдаются кулацкие группировки, носящие характер конспиративных сборищ, и, наконец, в ДВО все еще продолжается брожение среди кулацких слоев деревни и казачества, выливающееся в избиения коммунистов, разжигание ненависти к соввласти и подготовку восстания.
Крестьянские союзы
Нарастание политической активности кулацких и середняцких слоев деревни в последнее время находит свое выражение в виде значительного распространения идей организации крестьянских союзов. В Московской губ. на ряде беспартийных конференций отмечены выступления крестьян с заявлениями о необходимости создания крестьянских профсоюзов для защиты экономических интересов крестьянства; отмеченные выступления произошли одновременно в уездах Дмитровском, Можайском, Коломенском, Егорьевском и сопровождались критикой соввласти. В Черкесско-Адыгейской обл. значительно распространена идея создания «Союза хлеборобов» в виде кооперативно-профессионального объединения крестьянства, имеющего целью защиту крестьян от незаконных действий власти и непосредственный обмен продуктами с фабрикой, минуя передаточные инстанции. В Ярославской губ. (уезды Рыбинский и Даниловский) выступления крестьян с предложениями организации крестьянских союзов имели место на собраниях в связи с вопросом о комитетах крестьянской взаимопомощи; на районном собрании Козловской вол. было внесено предложение ходатайствовать перед властью о разрешении создания Крестьянского союза, который бы защищал интересы крестьян. Значительное распространение имеет идея крестьянских союзов в Сибири. В Новониколаевск прибыл даже ходок от крестьян для выяснения вопроса об организации Крестьянского союза. Аналогичные факты отмечены также по Калужской, Гомельской и Саратовской губерниям, а в феврале — и по Приволжью в виде процесса стихийного возникновения «Союзов переменников» (терармейцев)71. Характерно, что в ряде случаев идея создания Крестьянского союза разделялась и деревенскими коммунистами (Сибирь, Черкесско-Адыгейская обл.). В Гомельской губ. предложения о создании Крестьянского союза вносились кулаками, середняками и быв. коммунистами, работниками волисполкомов.
71 Речь идет о территориальных войсковых формированиях, созданных по декрету ЦИК и СНК СССР «Об организации территориальных войсковых частей и проведении военной подготовки трудящихся» от 8 августа 1923 г. Целью такой организации являлось стремление в возможно меньшей степени отрывать трудящихся от производительного труда и вместе с тем обеспечить минимально-необходимую военную подготовку. Согласно декрету, территориальные формирования состояли из постоянного и переменного составов, которые были организованы на милиционных началах. В середине 30-х годов территориальная система перестала отвечать интересам обороны СССР. Поэтому в течение 1935—1938 гг. территориальные формирования были упразднены, а Красная армия полностью переведена на кадровое положение.