Из двухнедельной информсводки уполномоченного Мосгуботдела ОГПУ по Каширскому у. Московской губ. с 15 января по 1 февраля 1924 г. Не ранее 1 февраля 1924 г.
№ 127
24 января с.г. по уезду проходили конференции, на которых зачитывался бюллетень о смерти нашего вождя т. Ленина, и, когда оратор зачитал сообщение, то можно было наблюдать, как в некоторых местах крестьяне, не сдерживая слез, плакали, как дети. Все конференции прошли спокойно и носили траурный вид. А когда докладчику задавали вопросы, что, кто будет на месте умершего т. Ленина, и когда докладчик отвечал, что пока неизвестно, то крестьяне говорили, нет и не найти такого, как т. Ленин, и когда вопрос был поставлен о выборе делегатов на похороны т. Ленина, то многие крестьяне заявляли, зачем вы ограничиваете количество делегатов, ибо мы все желаем проститься с нашим дорогим вождем т. Лениным. [В] Колтовской вол. крестьянами был дан наказ, передать рабочим г. Москвы: «Что мы, крестьяне Колтовской вол., считаем, что умер Ленин, но жива его идея, что мы всегда будем поддерживать рабочих».
...Богатищевская вол. Сообщение о смерти т. Ленина поразило все население волости. Крестьянство страшно жалеет т. Ленина, никаких агитаций на этот счет нет.
Растовецкая вол. В с. Толканове о смерти т. Ленина узнали утром 23 января, и собравшись у крестьянина того же села Венина Игната, который говорил: «Что вот, один был коммунист, который не воровал, и тот умер, и теперь у нас все развалится». На что ему его сосед Шишков отвечал: «Зачем же, ведь т. Ленин целый год уже как болел, а дело идет и налаживается». И вот при встрече с гражданином Шишковым в разговоре с ним он сказал, что лучше бы Шишков умер, чем Ленин, но в общем можно сказать, что со смертью Ленина у крестьян складывается впечатление, что будет какой-нибудь переворот, что касается авторитетом т. Ленин среди крестьян пользуется как никто.
Михневская вол. Сообщение о смерти В.И.Ленина пришло 22 января с.г. Многие рабочие, приезжавшие на праздник в деревню, старались уехать в этот вечер в Москву, дабы проститься со своим вождем т. Лениным, но им не удалось, настроение рабочих и крестьян было уже подавленное сожалением о смерти т. Ленина за исключением одного зав[едующего] складом МСПО при станции Михнево, Родионова Владимира Ивановича, который, говоря, что нет у нас теперь главного, и выразил свое желание выбрать на место т. Ленина из беспартийных. После чего в чайной МСПО некто гражданин Баранов (сын дьякона) говорил, что умер мыслитель, остались теоретики.
Желевская вол. 22 января по волости стали ходить слухи о смерти т. Ленина и вечером того же числа получена телеграмма, подтверждающая слухи. Председатель ВИКа ничего не предпринял для извещения населения волости и только по требованиям некоторых товарищей сказал, ладно, сообщу, поэтому уловить настроение крестьянской массы не удалось. Только в чайной при станции Желево владелец чайной Кузнецов говорил: «Довольно морочить нам головы, Ленин умер два месяца тому назад, а хоронят его сейчас для того, чтобы съезд избрал нового комиссара».