Из земсводки информотдела ГПУ № 116 (283) за 18 и 19 октября 1923 г. 22 октября 1923 г.

Реквизиты
Тема: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1923.10.22
Метки: 
Источник: 
Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 2. стр. 148-149
Архив: 
РГАЭ. Ф. 478. Оп. 15. Д. 8. Л. 195—196. Заверенная копия.

№ 104

...Крым. (Госинфсводка, № 18, 10 октября). Настроение крестьянской бедноты ухудшилось, вследствие неправильного обложения единым сельхозналогом, недовольство это особенно остро на местах, где сельсоветы и райисполкомы в налоговом отношении приравняли кулаков к беднякам.

Заявления и ходатайства о понижении размеров налога почти не рассматриваются. В некоторых деревнях усиливается влияние кулаков, особенно в местах с немецким населением. Отмечены случаи, когда под влиянием агитации кулаков крестьяне отказывались от самообложения на школы.

Отмечается стремление кулаков воспользоваться землеустроительными кампаниями для того, чтобы забрать в свои руки земли. Кулаки прибегают ко всяким средствам, вплоть до вхождения в землеустроительные комиссии.

Поступление единого налога протекает нормально. До сего времени с начала кампании выполнено 40% задания.

Юго-Восток

...Кабардино-Балкарская область. (Госинфсводка, № 31, 1 октября). В связи со спорным земельным вопросом между Кабардой, Карачаем и Горреспубликой, несмотря на запрещение Юго-Восточной РКП, была созвана областная партконференция и областной съезд советов. Проводить конференцию было поручено тт. Зудкову и Калмыкову. Партконференция была открыта 25 сентября, причем докладчик по земельному вопросу т. Калмыков отметил, что Бухарин, Зиновьев и Троцкий во время своего пребывания в Карачаеве50 подпали под контрреволюционное влияние Джаракшиевых и других и что будто бы местные контрреволюционеры, разъезжая по селениям и курортам, убеждали Троцкого и Зиновьева, указывая на кабардинские земли, чтобы они их передали, или что все кисловодские бандиты занимают ответственные посты. После Калмыкова выступали и другие представители, обвинявшие не только центр, но и местную власть. Ораторы разжигали национальные страсти.

После речей было постановлено вынести резолюцию об отмене постановления БЦИК об отдаче земли в районах Малой Кабарды и Карачаева51; требовать возвращения ранее отобранных земель Карачаеву и Горреспублике, возвращения всего угнанного Карачаевым скота, уплаты за сожженные 800 дес. хлеба в Малой Кабарде, потребовано также выдачи бандитов, находящихся в Дагестане и Карачаеве, и даже работников, состоящих на ответственных постах, бежавших из Кабарды в Балкарию. Кроме того, было постановлено послать делегатов для проведения в жизнь постановления партконференции.

26 сентября открылся чрезвычайный съезд советов, где по земельному вопросу выступил тот же Калмыков, который в своем докладе выразил недоверие центру. Все остальные докладчики также выразили недоверие центру. Съезд был похож на антисоветский митинг.

Налоговая кампания протекает успешно, несмотря на незначительный урожай. Материальное положение крестьян не совсем удовлетворительно, ввиду отсутствия хлебных запасов.

50    Действительно, в июле—августе 1923 г. группа руководящих работников ЦК РКП(б), в том числе и названные в документе лица, отдыхала в Кисловодске, который входил тогда в состав Карачаево-Черкесской автономной обл. Существуют несколько версий, объясняющих обвинение их в «подпадании под контрреволюционное влияние». Во-первых, исходя из характера документа в целом, логично утверждать, что между руководством двух автономных областей существовали далеко не дружественные отношения из-за споров, как видно из последующего текста, по пограничным территориям. В этих условиях любая поддержка со стороны членов ЦК, оказанная местным руководителям, могла восприниматься другой стороной как «контрреволюционное влияние». Вместе с тем необходимо иметь в виду и то, что в момент практического оформления Союза ССР в национальных республиках и областях нарастало серьезное недовольство «партийной диктатурой в национальном вопросе». Не исключено, что названные в документе члены ЦК, убежденные сторонники ленинской идеи равноправия наций, могли поддержать критику местных «националов» в адрес центральной партийной власти. Ведь именно в тот момент с подачи Сталина, ярого защитника и проводника плана «автономизации», и грузинские, и татарские руководители, осмелившиеся выступить против генсека, были обвинены им в местном национализме и причислены к «меньшевистским контрреволюционерам».

Наконец, следует напомнить, что к моменту описываемых событий руководящие деятели партии (Зиновьев, Сталин, Каменев, Троцкий, Бухарин) были знакомы с содержанием ленинского «Письма к съезду» и добавлением к нему от 4 января 1923 г., где говорилось о необходимости замены Сталина на посту генсека. Во время отдыха в Кисловодске Зиновьев и Бухарин активно обсуждали этот вопрос, о чем свидетельствует переписка между членами Политбюро за июль—август 1923 г. (см.: Известия ЦК КПСС. 1991. № 4). Более того, Зиновьев, чрезвычайно опасавшийся усиления позиций Сталина в руководящей «тройке», созвал тайное совещание в пещере под Кисловодском, пригласив на него Бухарина и Ворошилова, а также своих сторонников — Лашевича, Евдокимова, Фрунзе. Совещание выработало целый ряд предложений по ограничению власти Генерального секретаря (упразднение Оргбюро, расширение состава Секретариата за счет введения в него некоторых членов Политбюро). Однако эти меры, предложенные Сталину в довольно робкой и компромиссной форме, оказались весьма запоздавшими. Сталин к этому времени уже предпринял целый ряд упреждающих шагов, направленных на укрепление власти Секретариата ЦК. В течение 1923 г. проходила почти полная замена секретарей губкомов и обкомов партии, в основном, путем прямого назначения на эти должности угодных генсеку людей. В национальных республиках и областях начали работать ответственные инструкторы ЦК, также назначаемые Оргбюро и Секретариатом и обладавшие большими властными полномочиями, чем выборные партийные органы. Таким образом, бюрократическая централизация партийной власти становилась в руках Сталина важнейшим фактором внутрипартийной борьбы. Не исключено, что одной из ответных сталинских мер стало гласное или негласное указание ОПТУ собирать или, используя любую возможность, фабриковать компромат на своих соратников — будущих противников в борьбе за единоличную власть.

Что касается «кабардинских земель», то речь шла, по-видимому, о спорных территориях, расположенных на границе между Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской автономными областями. Сведений о том, что указанные лица «разъезжали по селам и курортам», не обнаружено. Вопрос требует дополнительного исследования. (Примечание В.Л.Вилковой.)

51 По-видимому, речь идет о территориальной проблеме, возникшей в связи с выделением из состава Горской АССР Автономной области кабардинского народа в составе округов: Баксанского, Нальчикского, Урванского и Мало-Кабардинского в соответствии с декретом ВЦИК от 1 сентября 1921 г., а позднее — территории, занимаемой карачаевцами, для создания объединенной Карачаево-Черкесской автономной области (декрет от 12 января 1922 г.) (СУ РСФСР. 1921. № 63. Ст. 457; 1922. № 6, Ст. 63).