Доклад министра юстиции, утвержденный 6 июля 1883 г.
Министр внутренних дел письмом от 6 июня сообщил мне, что по всеподданнейшему его докладу ходатайства сыновей государственного преступника Николая Чернышевского о помиловании их отца, причисленного, согласно высочайше утвержденному 1 января 1871 года положению Комитета министров на поселение в Вилюйский округ Якутской области, последовало в 27 день мая предварительное вашего императорского величества соизволение на перемещение Чернышевского под надзор полиции в г. Астрахань, причем вашему величеству угодно было повелеть, чтобы обстоятельный всеподданнейший по сему делу доклад был представлен мною.
Из имеющихся в министерстве юстиции сведений усматривается, что отставной титулярный советник Николай Гаврилов Чернышевский, 35 лет, из духовного звания, окончивший последовательно курс в Саратовской духовной семинарии и в Санкт-Петербургском Университете, бывший преподаватель 2-го Кадетского корпуса в Санкт-Петербурге, а затем учитель Саратовской гимназии, мнением Государственного Совета признан виновным в сочинении возмутительного воззвания, передаче оного для тайного напечатания, с целью распространения, и в принятии мер к ниспровержению существующего в России порядка управления, за каковые преступления присужден к лишению всех прав состояния и к ссылке в каторжные работы в рудниках на 14 лет, а затем к поселению в Сибири навсегда. На означенном мнении Государственного совета последовало в 7 день апреля 1864 года высочайшая его императорского величества резолюция "быть по сему, но с тем, чтобы срок каторжных работ был сокращен на половину".
Повергая ныне, во исполнение высочайшей вашего императорского величества воли, участь Чернышевского на всемилостивейшее воззрение вашего величества обязываюсь всеподданнейше доложить, что во внимание к понесенному сим осужденным за совершенные им преступления наказанию с отбытием назначенного ему срока каторжных работ и 12-летним пребыванием в разряде ссыльнопоселенцев, я полагал бы: разрешить Николаю Чернышевскому перемещение на жительство под надзор полиции в г. Астрахань, признать его взамен лишения всех прав состояния лишенным по ст. 43 Уложения о наказаниях всех особенных лично и по состоянию прав и преимущество, но без восстановления прав по имуществу.
На приведение такового предположения всеподданнейше испрашиваю вашего императорского величества соизволение.