Из оперативно-разведывательной сводки штаба Войск Внутренней Службы республики № 10 за 10 января 1921 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1921.01.10
Метки: 
Источник: 
Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 1. стр. 384-385
Архив: 
ЦА ФСБ РФ. Ф.1. Оп.5. Д.591. Л.17—17об. Заверенная копия.

№ 195

Совершенно секретно

[Тамбовская губ.] Из опроса пленных, захваченных в бою 8 января 1-м кавполком т. Переведенцова в с. Верхне-Чуево, Петровское, Моисеево (8—10 верст юго-восточнее Обловки), примкнувших к бандитскому движению, выяснилось: по селам разъезжают агитаторы банд по три—четыре человека, собираются на сходы, на которых главным образом призывают к уничтожению коммунистов и коммунистического строя за то, что коммунисты отбирают у крестьян последний хлеб и что им придется в конце умирать с голоду, и призывают записываться в партизанские отряды.

Политической основой пропаганды служит "Программа Союза трудового крестьянства"190, состоящая из 16—17 пунктов, главные из них следующие:

1. Беспощадная борьба с коммунизмом; 2. Поднятие промышленности и производства; 3. Войти в сношение с иностранными государствами для покупки и обмена товаров; 4. Правильное распределение продуктов и предметов первой необходимости через кооперативы; 5. Поднятие мелкого сельского хозяйства; 6. Свободное самоопределение народов, входивших ранее в состав Российского государства; 7. Созыв Учредительного собрания.

Остальных пунктов при опросе установить не удалось. Программа распространяется напечатанными на машинке листами, в конце которых значится "Тамбовский Союз трудового крестьянства" без числа и номера.

После схода призыв к присоединению голосуется поднятием руки. Если большинство "за", то сейчас же организуется повстанческий сельский комитет, состоящий из председателя, товарища председателя, двух секретарей и члена повстанческого штаба.

На первом плане лежит забота о снабжении бандитов продовольствием, фуражом и обмундированием, причем таковое собирается путем процентного отчисления без указания нормы, на втором же — о снабжении гарнизонов оружием и общее военное руководство. В

первую очередь отбирается закопанное у крестьян оружие, а недостаток требуется от высших военных соединений.

Такая организация установлена в с. Верхне-Чуево, где в состав комитета вошли: Василий Андреевич Кончаков, Егор Иванович Долгов, Максим (фамилию установить не удалось), Борис Александрович Сидельников, помощник делопроизводителя Краснохуторского лесничества и местный землемер Николай Александрович Толмачев.

Главой повстанческого штаба был избран Егор Иванович Солопов, бывший председатель Верхне-Чуевского сельисполкома, которым было собрано в селе до 40 винтовок, 2 тыс. патрон, несколько бомб, до десяти револьверов разных систем и один пулемет.

Количество примкнувших крестьян было около 150 человек, бандитам Верхне-Чуево было предложено представителями отряда Шурки Кулдашина войти в состав 5-го кавалерийского полка, сформированного в с. Моисеево под командой Дании Петровича Беляева, бывшего предволисполкома Подгорской вол., его помощника Кулакова, жителя с. Березовка, бывшего председателя Березовского общества потребителей и адъютанта — полуинтеллигента, фамилию которого установить не удалось.

Полк входит в состав отряда Шурки Кулдашева, находящегося в с. Алабушки, численность до 400 всадников и 200 пеших. Связь между войсками устанавливается гонцами через примкнувшие к движению села.

Крестьяне не примкнувших сел не допускаются в бандитские села. Место пребывания Антонова и численность его банды опросом установить не удалось, но о нем говорят как о легендарной личности, в смысле его побед и быстроты движения.

Маруся имеет свой отряд и действует самостоятельно, главной целью служит реквизиция у населения обмундирования преимущественно казенного типа.

Население примкнувших к восстанию сел не представляет собой вполне организованной боевой единицы, а служит резервом на случай поддержки действующих бандитских отрядов ближайших районов.

190    В сборнике документов и материалов "Крестьянское восстание в Тамбовской губ. в 1919—1921 гг. "Антоновщина" (Тамбов, 1994) опубликованы два варианта программы Тамбовского Союза Трудового крестьянства, очень близкие по тексту. Текст первого варианта, датированный составителями сборника второй половиной декабря 1920 г., является рукописным подлинником. Он состоит из 18 пунктов. Помимо приведенных в данной сводке пунктов, в программе содержится ряд демократических положений: политическое равенство граждан вне классовой принадлежности, свобода слова, печати, совести, союзов и собраний. Ставя своей первоочередной задачей свержение "коммунистов-большевиков", Союз Трудового крестьянства призывал к организации партизанских отрядов для вооруженной борьбы. В то же время, в специальном пункте говорилось о прекращении гражданской войны. Ниже, в связи с конструированием органов власти в центре и на местах до созыва Учредительного собрания, в программе указывалось, что участвовать в этой работе могут только партии и союзы, боровшиеся с большевиками. Экономическая часть программы Тамбовского союза во многом повторяет мероприятия, декларированные большевиками: проведение в полном объеме закона о социализации земли, регулирование цен, рабочий контроль и др. В то же время содержатся и положения о восстановлении политических и экономических отношений с иностранными государствами, допущение русского и иностранного капитала для восстановления экономики страны и др.

Во втором варианте программы, выявленном среди материалов штаба Главнокомандующего русской армии и опубликованном в "Антоновщине", содержится 17 пунктов. В отличие от первого варианта, политические свободы не должны распространяться на дом Романовых (подробнее см.: Крестьянское восстание в Тамбовской губернии 1919—1921 гг. ("Антоновщина"). С. 79—80, 293).