Из информационного бюллетеня № 59 особого отдела Саратовской губчека за 22—24 декабря 1919 г. 26 декабря 1919 г.
№ 138
16) Настроение губернии
Новоузенский у. Настроение уезда неудовлетворительно, за отсутствием хороших политических работников. Политико-культурная и просветительная работа ведется очень плохо... По уезду не было ни митингов, ни лекций. Население очень плохо разбирается в советской политике, среди которого наблюдаются недовольства в отсутствии фабрикатов. 6 декабря был уездный съезд агрономов, целью которого было расширение культурно-просветительного строительства среди крестьян...
Петровский у. Настроение уезда удовлетворительно. В уезде имеются 37 комячеек, в городе 20 комячеек. Отношение населения к коммунистической партии удовлетворительное, понимание коммунистической идеи и коммуне крестьянами недостаточно уяснено...
Аткарский у. Настроение уезда удовлетворительно. Политикой культурно-просветительная работа в уезде улучшается, где помимо спектаклей ставятся лекции, митинги и концерты, в которых горячее участие принимает Союз Коммунистической Молодежи133. За последнее время в уезде (не включая города) поставлены 40 спектаклей, 23 лекции, устроены 28 митингов и два литературных вечера. Их посещаемость удовлетворительна...
Балашовский у. Настроение уезда среднее. Политико-культурно-просветительная работа ведется плохо. В некоторых сельских и волостных исполкомах сидят кулаки. В настояще время уком РКП (большевиков) занялся организацией комячеек в уезде, где таковых немного. Продуктивность работы коммунистических ячеек очень плоха, которые в связи с приближением фронта были оторваны от укома РКП (большевиков)...
Вольский у. Настроение уезда удовлетворительное. В уезде имеются 28 комячеек, в городе — 22. Отношение бедноты к комячейкам хорошее. Ввиду слабой коммунистической работы среди крестьян понимание крестьян о коммунистической партии и о коммуне слабое. Политико-культурно-просветительная работа ведется просветительными кружками, членами комячеек и специально делегированными инструкторами, организаторами и агитаторами укома РКП (большевиков)...
Отношение пролетариата и в своем большинстве крестьянства к Советской власти и местным исполкомам хорошее.
6) Деятельность духовенства
В волостях близ Уральских степей (Новоузенский у.). Духовенство с. Амвона ведет агитацию против Советской власти (Новоузенской учека приняты меры).
7) Дезертиры
В Новоузенском уезде дезертиров насчитывается до 12 тыс. человек. В Старо-Полтавской вол. (Новоузенский у.) предполагаются конные отряды дезертиров (количество оружия не выяснено). Местной властью делаются на них облавы. 1 декабря облавой захвачены 60 дезертиров. В Дьяковской вол. Новоузенского у. во время облавы выступили с оружием, но были все арестованы. О вышеизложенном нами послано отношение в губкомдезертир. В Петровском у. скрывается всего дезертиров около 3 тыс. человек, из них половина злостных. Дезертиры ночью находятся в деревнях, а на день скрываются. В деревнях милиция с ними бессильна. Уездкомдезертир принимаются меры в розыске дезертиров.
20) Примечание и добавление
Добавление к п. 7. В Новоузенском уезде способствует дезертирам организация "Толстовцев"134, которая ведет пропаганду против войны, и из их же среды находятся организаторы отрядов, которые дают помощь скрыться дезертирам и при политическом несозрении крестьяне охотно поддаются этой организации. А также мобилизованным гражданам в Красную Армию не было представлено ни пищи, ни помещения из-за чего проявлялось большое недовольство. Это же самое способствовало их дезертирству. (Нашим уполномоченным сообщено о бездеятельности увоенкома в уком РКП (большевиков), который его предает партийному суду...
133 Имеется в виду Российский коммунистический союз молодежи, созданный в октябре 1918 г. на Первом Всероссийском съезде союзов рабочей и крестьянской молодежи. В годы гражданской войны РКСМ оказывал всемерную поддержку РКП(б) и советской власти в борьбе с контрреволюцией и военной интервенцией, в осуществлении на практике, в том числе в деревне, проводимой ими военно-коммунистической политики.
134 Толстовцы — последователи религиозно-общественного движения, возникшего в России в 80-х годах XIX в., на основе религиозно-философского учения великого русского писателя Л.Н.Толстого. Толстовцы предполагали преобразовать общество путем морально-религиозного совершенствования, проповедовали всеобщую любовь, непротивление злу насилием. Толстовские колонии организовались в Тверской, Харьковской, Симбирской, Саратовской губ., Закавказье.