«Приложение № 2 к спецсводке о политнастроении и к.-р. активности спецпереселенцев», составленной СПО ОГПУ. [Не ранее 25 апреля 1933 г.]
П-411
Совершенно секретно
По состоянию на 25/IV-1933 г.
ФАКТЫ О СВЯЗЯХ СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ С ЗАГРАНИЦЕЙ
Находящиеся на территории Урала в Надеждинском районе спецпереселенцы, преимущественно немцы, завязали оживленную связь с заграницей (Америкой, Германией, Швейцарией, Польшей, Латвией) и установили переписку с делегатом международного комитета Красного Креста В. ВЕРЛИНЫМ (в Москве).
Переписка спецпереселенцев-немцев как с заграницей, а также и с ВЕРЛИНЫМ носит характер информации о положении ссыльного кулачества, с просьбой об освобождении из ссылки и об оказании материальной помощи.
Ряд спецпереселенцев, установивших связь с отдельными лицами заграницей и ВЕРЛИНЫМ[,] систематически получают из-за границы через ВЕРЛИНА денежные переводы и продовольственные посылки.
Всех фигурантов, ведущих переписку с ВЕРЛИНЫМ и с заграницей[,] по Уральской области насчитывается 60 человек.
Наряду с просьбами о материальной помощи, фигуранты с целью освобождения из ссылки также обращаются к ВЕРЛИНУ о высылке им заграничных паспортов.
Некоторые спецпереселенцы, проживающие в спец. поселках вблизи угольной и металлургической промышленности Урала, заводят знакомство с работающими в этой промышленности иностранными специалистами и при посредстве последних информируют заграницу о положении спецпереселенцев.
Порт Игарка (ВСК). Во время нахождения в Игарке иностранных пароходов Карской экспедиции, со стороны отдельных спецпереселенцев имели место встречи с командным составом пароходов, при которых они рассказывали о тяжелом материальном положении спецпереселенцев и, главным образом, о плохом питании.
Капитан одного из иностранных пароходов пригласил к себе спецпереселенца Нечаева и последний рассказал ему, что высланные кулаки живут очень плохо и т. д. Капитан просил Нечаева, чтобы он к будущему приезду подготовил подробные материалы о положении ссыльных кулаков.
Спецпереселенец СТОДОЛЬНИК одному иностранцу с парохода рассказывал о тяжелом положении ссыльных кулаков, о том, что не дают достаточно хлеба и плохого качества.
Фигуранты одной из к.-р. группировок спецпереселенцев в Мазановском районе ДВК на нелегальном сборище ставили вопрос об установлении связи с каким[-]нибудь иностранным диппредставительством, находящимся на нашей территории, через которое можно было бы освещать состояние ссылки и настаивать от имени спецпереселенцев на ускорении интервенции.
В спецпоселках Ледня, Пантый, Уктым (Ленского района Севкрая) ряд спецпереселенцев, имея связь с родственниками, находящимися заграницей, обмениваются мнениями о политических событиях. Получая письма из-за границы, а/с актив спецпереселенцев распускает провокационные слухи.
За два месяца по одному Ленскому району выявлена письменная связь 11-ти спецпереселенцев с заграницей, из них: с Америкой - 4 чел., с Польшей - 4 чел., с Германией - 1 чел., с Латвией - 2 чел.
Актив к.-р. повстанческой группировки в ЛВО ведет среди спецпереселенцев-эстонцев агитацию за массовые побеги в Эстонию. После побега в Эстонию члены группировки предполагают принять активное участие в предстоящей войне с СССР, с целью возвращения своих земельных участков. Выявлена подготовка 7-ми спецпереселенцев осуществить побег в ближайшее время.
Следствием установлено наличие организованных действий - с целью подготовки восстания и выступления в момент войны, а также к совершению террористических и диверсионных актов.
Свидетель - спецпереселенец КУСК показал:
«Лица, входившие в группы КЕБОС, готовились в случае войны поднять восстание в Хибиногорске, перебить коммунистов и затем бежать за границу. Братья КЕБОС и другие неоднократно высказывали намерение достать динамит и другие взрывчатые материалы и взорвать здание ГПУ и Электростанцию. Несколько раз обсуждался вопрос об убийстве нач. работ на Юкспариоке - коммуниста БОГДАНОВА. Участники группы все время готовились к побегу за границу - в Эстонию, где живут их родственники, с которыми они имели связь. Связь эта выражалась в том, что они получали из Эстонии посылки и письма. Кроме официальной связи они имеют связь неофициальную (осуществляемую через знакомых эстонцев, проживающих в Кингиссепском районе, на бумажной фабрике, приехавших в 1925 г. из Эстонии). До высылки в Хибиногорск КЕБОСЫ бывали у эстонского консула в Ленинграде и по приезде в Хибиногорск неоднократно отправляли ему письма».
По делу другой к.-р. группировки спецпереселенцев на Апатитах в ЛВО следствием установлено, что группа спецпереселенцев в составе 4 ч., начиная с декабря мес. 1931 г., подготовляла побег из спецпоселка, с целью нелегального перехода через границу в Финляндию. Все обвиняемые были задержаны при попытке перехода границы.
Там же спецпереселенец ИЛИНЗЕР связался с группой иностранных специалистов-немцев, бывш[их] на апатитовых разработках, и передал выехавшему в Германию инженеру ПАПЕНБЕРГУ письмо с описанием положения спецпереселенцев, с просьбой опубликовать его в германской печати.
В Синявинских спецпоселках (ЛВО) ликвидирована к.-р. группировка, по которой установлено, что фигуранты намечали в качестве практической своей деятельности подготовку восстания спецпереселенцев в момент войны. Для дачи повода Финляндии выступить в роли защитницы ссыльного кулачества часть обвиняемых вела агитацию среди спецпереселенцев финнов за обращение к помощи финского консула. Молодежь призывалась ими к бегству в Финляндию. Намечалась организация нелегальных поездок спецпереселенцев в погранполосу, на места своего прежнего жительства, в целях ведения агитации среди местного населения за массовый уход в Финляндию.
ПОМ НАЧ 2-го ОТД СПО ОГПУ (КАГАН)
Датируется по содержанию документа.