Докладная записка юрисконсульта Знаменского начальнику ОТП ГУЛАГ НКВД СССР М.В. Конрадову об административных правонарушениях в отношении восстановленных в правах трудпоселенцев. 29 июня 1940 г.
П-320
Секретно
НАЧАЛЬНИКУ ОТДЕЛА ТРУДОВЫХ ПОСЕЛЕНИЙ ГУЛАГ
НКВД СССР КАПИТАНУ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ
тов. КОНРАДОВУ М.В.
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА.
Основной поток жалоб трудпоселенцев, идущий в Отдел Трудовых поселений через Приемную Председателя Президиума Верховного Совета СССР (в основном), Прокурора СССР и Секретариат НКВД, вызван тем, что заявителям, восстановленным в гражданских правах специальными актами до издания Сталинской Конституции СССР, этих прав не предоставляют, выданные им паспорта отбирают, с работы снимают, 5% отчисления с заработка взимают, надбавок к заработной плате за продолжительность стажа работы в данной отрасли лишают. Получилось так, что если до Сталинской Конституции эта категория быв. трудпоселенцев имела одно ограничение, т. е. не пользовалась правом выезда из места поселения, теперь она приравнивается к трудпоселенцам во всех отношениях.
Этому положению способствовали следующие обстоятельства:
1. Циркуляр НКВД СССР от 15 марта 1936 г. за № 36, распространивший действие постановления Президиума ЦИК СССР от 25/I-1935 г. на всех трудпоселенцев, ранее восстановленных в гражданских правах, тогда как это постановление распространяется только на тех, кто восстановлен в гражданских правах по постановлениям Президиума ЦИК СССР от 3/VII-1931 г. и 27/V-1934 г., восстанавливались же в гражданских правах, кроме двух перечисленных постановлений, по следующим постановлениям Президиума ЦИК СССР:
а) от 27/IV и 3/V-1932 г. со специально установленным постановлением Президиума ЦИК СССР от 17/V-1932 г. за № 579/1 порядком документации восстановленных;
б) от 17 марта 1933 г. и 7 мая 1934 г, установившим порядок восстановления в гражданских правах детей трудпоселенцев как находящихся в трудпоселках, так и вне их.
2. Указания местным органам НКВД, данные уже в позднейшее время, о том, что ранее восстановленные в гражданских правах трудпоселенцы берутся на общий учет трудпоселенцев, с них удерживается 5% отчисления их заработка (кроме состоящих в промартелях), от них отбираются паспорта как неправильно выданные и они стягиваются в трудпоселки, причем последнее мероприятие должно осуществляться в строго-индивидуальном порядке.
Отбор паспортов у ранее восстановленных в гражданских правах сопровождается рядом неправильных действий: как правило, самый отбор паспортов делается под видом проверки их, а затем [они] просто не возвращаются, тогда как следовало прямо сказать - почему отбираются паспорта. В результате отбора паспортов владельцев их, во многих случаях, снимают с работы или переводят на другую, менее квалифицированную работу, так, из агрономов и машинистов часто делают чернорабочих и углежогов.
Особо стоит вопрос об учащейся молодежи из трудпоселенцев; напр., в Иркутске несколько человек студентов перешло на 4-й курс и им предлагают покинуть город, тогда как циркуляр НКВД СССР от 17 июня 1938 года за № 128 дает возможность местным органам НКВД разрешить этим студентам окончить вуз в таком режимном городе, как Иркутск.
Это все происходит от того, что постановление Президиума ЦИК СССР от 25/I-1935 г. применяется расширительно, а не так, как оно изложено: оно должно распространяться на ту категорию восстановленных в гражданских правах по постановлениям През. ЦИК СССР от З/VII 1931 г. и 27/V-1934 г., кои еще находились в спецпоселениях; на практике оно применяется не только по отношению к проживающим в поселках, но и ко всем тем, о коих знают, где они находятся, в том числе и к проживающим в городах, или приезжающим в трудпоселки для свидания с родными. В этих случаях, как правило, отбирают паспорта и заставляют вернуться в трудпоселок. Причем это применяется не только к той категории ранее восстановленных в гражданских правах, на которую распространяются постановления Президиума ЦИК СССР от 25/I-и 17/IV-1935 г., но и вообще ко всем ранее восстановленным в гражданских правах трудпоселенцам. Таким образом, распространенное применение постановления Президиума ЦИК СССР от 25/I- усугубляется.
Считаю необходимым обратить Ваше внимание на то обстоятельство, что вопрос досрочного восстановления в гражданских правах трудпоселенческой молодежи был предметом рассмотрения ЦК ВКП/б/, который в директиве своей от 8 августа 1931 г. (п. 31), учитывая необходимость скорейшего отрыва молодежи спецпереселенцев от к-р части кулачества, признал возможным восстановление в правах молодежи, достигшей 18-ти летнего возраста, до истечения 5-летнего срока в тех случаях, когда эта молодежь проявила себя с положительной стороны. Последующие постановления Президиума ЦИК СССР от 27 апреля, 3 мая 1932 г. установили порядок восстановления в гражданских правах и оформления. Он заключался в том, что ОГПУ обязано было поручить своим местным органам в трехдневный срок представить списки подлежащих досрочному восстановлению во всех гражданских правах спецпереселенцев, а соответствующие райисполкомы в декадный срок обязаны были выдать восстановленным в правах удостоверения о том, что они постановлением Президиума ЦИК СССР восстановлены в избирательных правах и во всех других правах и что им разрешается свободное проживание в Союзе ССР.
На этой основе в Ленинградской области, на Урале, Украине, [в] Северном крае, Сибири, [на] Средней Волге, на Кавказе была развернута широкая кампания по объявлению о досрочном восстановлении ЦИК СССР группы спецпереселенцев, доказавших своей честной работой, высокой производительностью труда и поведением лойяльное отношение к Советской власти, а также за то, чтобы восстановленные в гражданских правах остались жить и работать на тех предприятиях, где работали до восстановления в гражданских правах.
А теперь эту категорию бывших трудпоселенцев лишают предоставленных им Президиумом ЦИК СС[С]Р прав и вселяют в трудпоселки.
Докладывая Вам о вышеизложенном, считаю необходимым сделать следующие предложения о приведении действий наших органов на местах в соответствие с неотмененными постановлениями Президиума ЦИК СССР, изданными по данному вопросу, а именно:
1. Прекратить вселение в трудпоселки ранее восстановленных в гражданских правах, так как постановлениями Президиума ЦИК СССР от 25/I- и от 17/IV-1935 г. это право не предоставлено.
По этим постановлениям права выезда из трудпоселений не имеют те из ранее восстановленных в гражданских правах по постановлениям През. ЦИК СССР от 3/VII-1931 г. и 27/V-1934г., кои находились в спецпоселениях к моменту издания постановления Президиума ЦИК СССР от 25/I-1935 года.
2. Отобранные от подлежащих ограничению в праве выезда из поселения паспорта заменить другими паспортами, которыми владельцы ограничивались бы проживанием только районом поселения, т. е. провести в жизнь п. «б» циркуляра ГУРКМ НКВД СССР за № 13 от 3/II-1935 г. Отобранные паспорта у не подлежащих ограничению в праве выезда из поселения - возвратить или, если они погашены, заменить аналогичными отобранным.
3. Считать, что восстановленные в гражданских правах по постановлениям Президиума ЦИК СССР от 27/IV и 3/V-1932 г., а также от 17 марта 1933 г. и 7 мая 1934 г. — не подлежат ограничению в праве выезда из места поселения даже и в том случае, если они и находились к моменту вынесения постановления Президиума ЦИК СССР от 25/I-1935 года в спецпоселениях.
4. Поскольку ранее восстановленные в гражданских правах по постановлениям Президиума ЦИК СССР от 3/VII-1931 г. и 27/V-1934 г.г,] если они к моменту постановления Президиума ЦИК СССР от 25/I-1935 г. находились в спецпоселениях, ограничивались этим постановлением Президиума ЦИК СССР только в праве выезда из поселения, постольку никаким другим ограничениям (состояние на учете комендатур как трудпоселенцы, посылка на работу по усмотрению коменданта, отчисление 5% из заработка, лишение льгот, установленных для вольнонаемных рабочих) они подвергаться не должны. Поэтому необходимо все перечисленные и применяемые к ним ограничения (за исключением права выезда из места поселения) - отменить.
Досрочно восстановленные в гражданских правах по другим постановлениям Президиума ЦИК СССР, естественно, должны пользоваться всеми гражданскими правами в полной мере.
Под этим углом зрения необходимо пересмотреть всю проделанную за последнее время на местах работу по изъятию паспортов у бывших трудпоселенцев и водворению части из них в трудпоселки.
5. Изменить данные на места указания по отбору у ранее восстановленных паспортов, установлению 5% отчислений от их зарплаты, стягиванию их в трудпоселки, взятию на общий учет трудпоселенцев, в частности, отношение НКВД от 22/V-1939 г. за № 2404 на имя Н-ка УНКВД по Новосибирской области, от 13 августа 1939 г. за № 5072/г на имя Пом. Нач. УНКВД по Челябинской обл., отношение Н-ка ОТП ГУЛАГа от 2/1-1940 г. за № 35/228513 на имя Н-ка ОИТК по Иркутской области, приведя эти указания в соответствие с означенными выше постановлениями Президиума ЦИК СССР.
СТ. ЮРИСКОНСУЛЬТ ОТДЕЛА ТРУДПОСЕЛЕНИЙ
ГУЛАГ НКВД СССР Знаменский
«29» Июля 1940 г.
Число в дате написано от руки. На л. 54 вверху слева рукописная помета: «т. Знаменский. Вопрос должен быть действительно срочно поставлен, но для этого необходимо получить от ОИТК сведения о восстановленных в разрезе постановления ЦИК СССР. По получении материала написать докладную записку на имя зам. Наркома. М. Конрадов. 30/VII-40 г.».