Телеграмма руководства ОГПУ местным органам о недопущении высылки на Север семей, не имеющих трудоспособных членов. 1 марта 1930 г.
П-209
ВСЕМ ПП ОГПУ
ДОПОЛНЕНИЕ ТЕЛЕГРАФНОЙ ДИРЕКТИВЫ НР 327316110 ПОДТВЕРЖДАЕМ НЕУКЛОННОМУ РУКОВОДСТВУ двтч СЕМЬИ КУЛАКОВ НЕ ИМЕЮЩИЕ ТРУДОСПОСОБНЫХ ЧЛЕНОВ НА СЕВЕР ВЫСЕЛЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖАТ И В ЭШАЛОНЫ ВКЛЮЧАТЬСЯ НЕ ДОЛЖНЫ111 тчк ВПРЕДЬ ВЫСЕЛЕННЫЕ СЕМЬИ БЕЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТОГО ТРЕБОВАНИЯ БУДУТ ВОЗВРАЩАТЬСЯ ОБРАТНО МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА тчк УКАЗАНИЯХ ПАРТИЙНОЙ ЛИНИИ ИМЕЛОСЬ РАЗРЕШЕНИЕ ОСТАВЛЯТЬ МЕСТАХ ЖЕНЩИН ДЕТЕЙ ВЫСЕЛЯЕМЫХ КУЛАКОВ ПРИ СОГЛАСИИ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ тчк ПРОСЛЕДИТЕ ЗА СООТВЕТСТВУЮЩИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭТОГО УСЛОВИЯ тчк № 561 ЯГОДА ЕВДОКИМОВ
Внизу листа напечатаны дата «1 Марта 1930 г.» (число от руки), должности и фамилии подписавших документ: «ЗАМПРЕД ОГПУ (ЯГОДА)», «НАЧ. СОУ ОГПУ (ЕВДОКИМОВ)».
Опубликовано по экз. ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 9. Д. 20. Л. 275 в сб.: Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. Т. 3. Кн. 1. С. 212.
110 Директиву ОГПУ № 327316 см.: Трагедия советской деревни...Т. 2. С. 270-271. В ней подчеркивалась недопустимость подведения под высылку под видом «злостной кулацкой верхушки» семей, состоящих из стариков, детей и женщин и не имеющих трудоспособных членов семьи.
111 Директивные распоряжения руководства ОГПУ весной 1930 г. о борьбе с «перегибами» при «раскулачивании» и высылке в отдаленные районы страны ориентировали местных чекистов на решение двух групп задач. Первая из них состояла в осуществлении жесткой «фильтрации» высылаемых на сборных и контрольно-пропускных пунктах ОГПУ. Вторая заключалась в том, чтобы минимизировать в местах расселения допущенные просчеты. В частности, «неправильно высланных» предлагалось отделять от основной массы и размещать недалеко от станций, чтобы «быстро возвратить обратно». Сознавая, что возврат назад уже прибывшие в ссылку семьи без глав и трудоспособных членов создаст и дополнительные проблемы в местах их высылки, руководители опергруппы ОГПУ по высылке телеграфировали полпредам в Северный край и Урал 28 марта 1930 г. директиву о том, что такие семьи следует оставлять в районах ссылки, а содержание их должно лечь на артели «трудоспособных кулаков» (ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 9. Д. 20. Л. 282).