Выписка из протокола заседания комиссии ЦК ВКП(б) по спецпереселенцам «О выселении кулаков» от 10 апреля 1932 г.
П-164
Выписка из протокола заседания комиссии ЦК ВКП(б) по спецпереселенцам «О выселении кулаков»93
Слушали: 6. О выселении кулаков.
Постановили:
6. а) Считать необходимым в течении тек. года выселить 30-35.000 семей кулаков[,] вычищенных из колхозов и раскулаченных.
б) На ближайшем заседании Комиссии по спецпереселенцам рассмотреть подробно, какое количество семей и из каких районов подлежат выселению[,] и определить[,] в какие края-области они должны быть направлены.
в) Предложить ОГПУ дать указания на места о[б] особо тщательном подходе при выселении кулачества.
г) Предложить ОГПУ на все количество кулаков, намеченных к выселению, заключить договора с хозорганами на их трудовое использование.
д) Предложить ОГПУ в декадный срок представить в Наркомфин Союза смету на расходы по выселению кулаков, а НКФину Союза рассмотреть эту смету и войти в Совнарком Союза с ходатайством об отпуске этих средств из резервного фонда Совнаркома.
П. п. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РУДЗУТАК
Вверху слева машинописью делопроизводственная помета с датой «11.IV.32 г.».
93 27 января 1932 г. нач. СПО ОГПУ Г. А. Молчанов направил рапорт зам. пред. ОГПУ И. А. Акулову и просил дать указания, что отвечать на запросы ПП ОГПУ о проведении высылки «кулацких хозяйств» в 1932 г., сроках и размерах высылок. Как докладывал Г.А. Молчанов, в 15 регионах страны учтено более 145 тыс. «кулацких хозяйств» (ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 10 .Д. 509. Л. 4). Ранее, согласно приказу ОГПУ от 18 сентября 1931 г., на СПО ОГПУ возлагалось ведение оперативного учета оставшихся невыселенными хозяйств. Учет последних велся по восьми категориям, среди которых выделялись «кулацкие хозяйства, пролезшие в колхозы, совхозы и находящиеся вне их, обеспеченные трудоспособными мужчинами», семьи, главы которых были репрессированы, семьи, часть членов которых находилась в бегах, семьи, имевшие в своем составе бывших партизан, красногвардейцев, рабочих и т. д. На 10 марта 1932 г. в 19 регионах числилось более 208 тыс. семей этих категорий (Там же. Л. 14). По данным СПО ОГПУ из 22 регионов страны, на 10 апреля 1932 г. было учтено уже 321 438 «не выселенных кулацких хозяйств» (Там же. Л. 41). Наряду с этим в органы ОГПУ от хозорганизаций постоянно поступали заявки на рабочую силу из числа спецпереселенцев. По мнению руководства ОГПУ, эти заявки в ряде случаев могли быть удовлетворены «путем внутрикраевого расселения учтенных нами кулацких хозяйств, изъятых из колхозов и не затронутых выселением 1930-1931 гг.» (Там же. Л. 27). Опираясь на данные оперативного учета, руководство ОГПУ считало возможным согласовать в комиссии Я.Э. Рудзутака вопрос о массовой высылке крестьянских хозяйств весной - летом 1932 г. Комиссия приняла решение о высылке 30-35 тыс. хозяйств.
Получив директивное указание разработать конкретные предложения по проведению депортации, СПО ОГПУ к маю 1932 г. подготовило «Справку о выселении кулаков в 1932 г.». В ней говорилось, что из каждого крупного региона надлежит выслать только те хозяйства, в составе которых имеются трудоспособные мужчины. Предусматривалась высылка 8 тыс. семей из Украины на Урал, 2 тыс. семей из Белоруссии в Северный край, 1 тыс. семей из Западной области в Северный край и т. д. На Урал и в Северный край предполагалось отправлять «кулаков» из приграничных и центральных регионов страны. Остальных в рамках внутрикраевой высылки планировалось переселить в уже существовавшие на этой территории спецпоселки (Там же. Л. 54-56). Не дожидаясь окончательного утверждения плана депортаций, чекисты начали превентивные аресты («изъятие») глав семей, подлежавших высылке, опасаясь их бегства из мест проживания. По данным на 13 мая 1932 г., в 11 регионах было арестовано более 17 тыс. глав семей (Там же. Л. 114). 4 мая 1932 г. члены Политбюро опросом утвердили предложения комиссии Рудзутака о проведении высылки 38 300 «кулацких хозяйств». 7 мая данное решение было оформлено «в советском порядке» как постановление СНК СССР. Однако 16 мая Политбюро приняло новое решение, отменявшее предыдущее, и предложило ОГПУ производить «изъятия» из деревни «в порядке индивидуального ареста» (АП РФ. Ф. 3. Оп. 30. Д. 196. Л. 78).