Проект письма т. Карахана Мо де-Гую. Приложение № 3-ОП к п. 6/12 (о. п.), пр. ПБ № 15.
Проект письма т. Карахана Мо Де-Гую
Милостивый государь г-н Китайский делегат.
В связи с рядом бесед, которые имели место между нами и, в особенности, в связи с беседой от 6 ноября, во время которой мы обсуждали способы устранения препятствий к дальнейшим работам советско-китайской конференции, а также в виду просьбы маршала Джан-Сюэ-Ляна от 1 ноября с. г. сообщить каким путем можно было бы устранить препятствия для правильного развития конференции, я имею честь заявить Вам, господин китайский делегат, нижеследующее:
Союзное правительство настаивало на неуклонном выполнении взятых на себя обязательств китайским правительством по Хабаровскому соглашению, так как только это могло обеспечить как мирные добрососедские отношения и нормальную работу КВЖД, так и успешный ход открывшейся в Москве Советско-Китайской конференции.
Китайское правительство расширив полномочия китайского делегата на этой конференции тем самым выполнило обязательство по Хабаровскому соглашению в части, касающейся объема и работы конференции.
Нотой от 9 октября Мукденское правительство, подтверждая взятые на себя китайской стороной по Хабаровскому соглашению обязательства в отношении белогвардейцев, вновь подчеркнуло свою готовность и решимость принять меры в отношении деятельности белогвардейцев, направленной против интересов и к обострению отношений между СССР и Китаем.
Наконец, нынешний режим на КВЖД показывает, что и в части, касающейся этой дороги, Китай в общем выполняет свои обязательства по Хабаровскому соглашению.
Пункты Хабаровского соглашения, касающиеся служащих и рабочих на КВЖД, восстановления консульских учреждений СССР и обеспечения нормальной деятельности советских хозяйственных организаций также выполнены.
Поэтому, поскольку основные положения Хабаровского протокола можно считать выполненными и поскольку Вы мне заявили в беседе от 6 ноября, что нет и не может быть никаких сомнений в необходимости сохранения режима на КВЖД, восстановленного в согласии с Пекинским и Мукденским договорами, Хабаровским протоколом, Союзное Правительство не видит препятствий к тому, чтобы приступить теперь же к обсуждению на Советско-Китайской конференции конкретных вопросов о КВЖД, о торговых и дипломатических отношениях и т. д.
Таким образом, до тех пор, пока на Советско-Китайской конференции нынешнее положение на КВЖД не будет изменено в порядке ли изменения режима на КВЖД с обоюдного согласия или в порядке выкупа этой дороги Китайской Республикой — положение существующее ныне на КВЖД, в силу Мукденского и Пекинского договоров не должно подвергаться изменению односторонними и самочинными действиями той или иной стороны. Достойный сожаления опыт конфликта 1929 года, я думаю, является убедительным доказательством необходимости соблюдения этого положения обоими правительствами.
Я надеюсь, что это предложение СССР, продиктованное искренним желанием успешно продолжить и завершить работы Советско-Китайской конференции и, таким образом, создать твердую и нормальную базу для дружественных и добрых отношений между обеими странами, будет принято Китайским правительством.
Примите и пр.
10 ноября 1930г.