Приказ НКВД СССР № 00319 «О работе троек по рассмотрению дел об уголовных и деклассированных элементах и о злостных нарушителях положения о паспортах»

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1938.05.21
Период: 
1938
Метки: 
Источник: 
«Через трупы врага на благо народа». «Кулацкая операция» в Украинской ССР 1937-1941 гг. Т. 2: 1938 г. М.: (РОССПЭН): Фонд «Президентский центр Б. Н. Ельцина»
Архив: 
Центральный архив ФСБ Российской Федерации (далее ЦА ФСБ РФ). Ф. 66. On. 1.Д. 421. Л. 41-48. Копия. Машинописный документ

21 мая 1938 г.

НАРОДНЫМ КОМИССАРАМ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК,
НАЧАЛЬНИКАМ УНКВД,
НАЧАЛЬНИКАМ УПРАВЛЕНИЙ РК МИЛИЦИИ
РЕСПУБЛИК, КРАЕВ И ОБЛАСТЕЙ

В ходе работы по изъятию социально-вредных и деклассированных элементов, проводимой в целях предупреждения уголовной преступности и осуждения указанных элементов на тройках, органами НКВД на местах допускаются извращения, к числу которых, в частности, относятся:

1) Осуждение колхозников, хотя и имевших в прошлом приводы и судимости, но вернувшихся к общественно-полезной работе, имеющих большое число трудодней, преступной деятельностью не занимающихся и не связанных с уголовно-преступной средой. Такие факты отмечены по Горьковской обл., где они являлись результатом работы арестованных врагов народа; в некоторых районах той же Горьковской обл. имели место факты фабрикации приводов и искусственное увеличение привлекаемых лиц; составление заключительных постановлений, не соответствующих материалам дела, и т. п. Виновные мною строго наказаны.

2)    Рассмотрение дел, не подсудных тройкам; в Татарии и др. областях тройки выносили решения по делам о грабежах, почему, в результате ограниченных прав троек, грабитель осуждался на меньшие, чем он заслуживал, сроки наказания.

3)    Осуждение очевидных воров и уголовников, как простых нарушителей паспортного режима, и вынесение решений в отношении таких категорий только о выезде из режимных пунктов. Такая практика отмечена в Грузии и Азербайджане, по Тбилиси, Батуми и Баку. Эти решения троек в Грузии и Азербайджане определяли и всю линию работы милиции, которая, вместо ареста воров, отбирала у них по 5-6 подписок о выезде из режимного пункта, что приводило к полной безнаказанности уголовников.

4)    Применение условного осуждения или осуждения к принудительным работам.

5)    Вынесение решений по делам о несовершеннолетних преступниках, не достигших 16-летнего возраста, и осуждение в лагеря вместо направления их в закрытые трудколонии НКВД в установленном порядке (Горьковская обл., БССР и др.). В то же время не вскрываются взрослые организаторы преступности, виновные в разложении несовершеннолетних, содержатели притонов подростков, где эти подростки вовлекаются в преступления. Имеются и другого порядка нарушения, когда дела на взрослых воров-рецидивистов, арестованных за конкретные преступления, вместо рассмотрения их на тройках, передаются в суды.

Отмечаю, что в практике работы милиции все еще имеют место факты, когда в отношении хулиганов-рецидивистов допускается в виде наказания только штраф, не считаясь с тем, что злостные хулиганы представляют из себя кадры, перерастающие в грабителей. Все указанные извращения и нарушения влекут за собой, с одной стороны, грубое нарушение революционной законности и с другой — ослабление удара по уголовным элементам.

Приказываю:

1)    Приказ № 00192-35 г. и объявленную этим приказом инструкцию тройкам НКВД отменить.

2)    Ввести в действие объявленную при этом новую инструкцию по работе троек НКВД.

3)    Изъятие уголовно-деклассированного элемента производить повседневно, не допуская производства массовых операций или кампанейства. На тройках внимательно изучать все обстоятельства каждого рассматриваемого дела.

4)    При вынесении своих решений тройкам НКВД руководствоваться правами, предусмотренными положением об Особом совещании при НКВД и выносить следующие административные решения:

а)    о заключении в лагеря НКВД на срок до 5 лет,

б)    о высылке из крупных промышленных городов в нережимные местности в пределах республики, края, области на срок до 5 лет.

Примечание:

а)    осужденных на сроки ниже 3 лет направлять в местные исправительно-трудовые колонии;

б)    ссылку по решениям троек производить только в определенные места в пределах нережимной местности своей области, края, республики.

5)    Строго следить за тем, чтобы решения троек по каждому конкретному делу действительно соответствовали бы степени общественной опасности рассматриваемого лица; не выносить решений на срок свыше 2 лет заключения за простое первичное нарушение обязательств о выезде из режимной местности, ограничиваться высылкой этих лиц на срок 1-3 года, в то же время деклассированного вора заключать в лагеря.

6)    Точно выполнять прилагаемую инструкцию. Следить за тем, чтобы протоколы троек велись в соответствии с § 5 инструкции, содержали все установочные данные на рассматриваемых лиц, имели подписи членов тройки и прокурора и своевременно направлялись начальнику Главного Управления РК милиции для представления на Особое совещание.

Ссылки на статьи Уголовного Кодекса при предъявлении обвинения, в заключительных постановлениях, а также в протоколах троек не делать; указывать, что арестованный обвиняется и осуждается как СВЭ в порядке настоящего приказа.

Не допускать нарушения 15-дневного срока ведения следствия и рассмотрения дел на тройках.

7)    По решениям троек о делах, по которым имеется протест прокурора, составлять отдельные протоколы с изложением мотивов обоих сторон и направлять эти протоколы, вместе с делами, через начальника ГУРКМ НКВД на рассмотрение Особого совещания НКВД СССР.

8)    Не рассматривать на тройках дела на лиц, бежавших из лагерей и тюрем или уклонившихся от отбытия наказания, у которых сроки действующих приговоров превышают права троек; направлять таких лиц в лагеря для отбытия срока или нового осуждения их лагерными судами.

За наркома внутренних дел СССР
комиссар госбезопасности    М. Фриновский