Письмо Представителя РСФСР в Германии Народному Комиссару Иностранных Дел РСФСР Г. В. Чичерину.
11 октября 1921 г.
Дорогой товарищ,
Из-за болезни моей секретарши пишу Вам по-немецки и прошу извинить меня за это.
Через посредство фон Мальцана я встретился на днях с голландцем ван де Санде Бакхойзеном, который раньше занимал пост в министерстве внутренних дел, а теперь работает в министерстве иностранных дел. Он сделал от имени голландского правительства запрос, готовы ли мы заключить с Голландией торговое соглашение. Само собой разумеется, я ответил утвердительно, конечно, обусловив окончательное решение этого вопроса в Москве. Бакхойзен выезжает сегодня в Голландию и возвратится через несколько дней. Он хочет в Амстердаме переговорить с правительством и, по-видимому, привезет формальное предложение. Из его высказываний я заключил, что голландская сторона предполагает назначить его посредником и что существует намерение предложить в качестве места переговоров Берлин.
Я считаю, что как с точки зрения использования голландского рынка, капитала, так и с точки зрения привлечения голландской буржуазии к участию в помощи голодающим очень важно дело с заключением соглашения не затягивать, тем более, что наше недавнее соглашение с Норвегией может служить в качестве образца.
Я прошу Вас срочно сообщить мне ответ на предложение Бакхойзена, а именно, чтобы я мог его получить не позднее чем в понедельник 17-го с. г.1
С коммунистическим приветом
В. Копп
Печат. по арх,
1 Деловые круги Нидерландов проявляли определенный интерес к торговле с Советской Россией (см. док. № 156, 205). За первые 9 месяцев 1921 г. стоимость товаров, импортированных в РСФСР из Нидерландов, составила 9,6 мли. руб. В начале августа 1921 г. правительство Нидерландов разрешило своим гражданам «на собственный страх и риск» вести торговлю с Советской страной. Однако вопрос о заключении торгового соглашения разрешен не был ввиду неприемлемых требований Нидерландов удовлетворить многомиллиардные претензии по частным долгам.