Нота Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Уполномоченному Правительства Германии в РСФСР Гильгеру.
23 август 1921 г. № 11/4762
Милостивый государь господин Гильгер,
3 августа * сего года русское госпитальное судно «Транс- балт» под флагом Красного Креста прибыло в г. Штеттин. Пароход немедленно по прибытии был окружен полицейскими катерами и встречен отрядом полицейских на пристани. Всякое сообщение с берегом было воспрещено и лишь 5-го числа двоим сотрудникам Полномочного Представительства РСФСР по предъявлении ими специального удостоверения было разрешено посещение корабля. В этот же день было, наконец, разрешено 10-ти человекам экипажа посещение города, причем они находились все время под наблюдением сопровождающих их агентов тайной полиции. Независимо от этого «Трансбалту» было воспрещено переменить место стоянки, для того чтобы быть в состоянии принять предназначенный для него груз медикаментов. Такое положение продолжалось до 11 августа, с какого времени пароход, якобы по причине заразных заболеваний среди прибывших на нем бывших военнопленных, был поставлен в карантин на три недели по распоряжению портовых властей, которые, не известив Российского Представительства, потребовали удаления всего экипажа и дезинфекции парохода в его отсутствие. По распоряжению Российского Полномочного Представительства эта мера, как явно незаконная, поскольку она была предпринята без согласия Российского Представительства, не была приведена в исполнение.
Изложенные факты свидетельствуют о том, что по отношению к российскому госпитальному судну «Трансбалт» был допущен германскими властями ряд грубых нарушений как общих норм международного права, так и Русско- Германского договора от 6 мая сего года**, повлекших за собою для Российского государства значительные убытки и потери.
Народный Комиссариат Иностранных Дел, констатируя, что подобного рода ничем не объяснимые явления крайне неблагоприятно отражаются на установлении нормальных сношений между Россией и Германией и могут заставить и нас прибегнуть к аналогичным мерам, просит Вас, господин Уполномоченный, довести до сведения Вашего Правительства его энергичный протест по поводу неправильных действий германских властей, а также его настоятельную просьбу о производстве подробного расследования всех сообщаемых фактов и привлечении к ответственности виновных.
Примите уверение в совершенном почтении***.
Чичерин
Печат. по арх.
* В тексте ошибочно — 3 мая.
** См. док. № 72.
*** 27 августа 1921 г. полицейские власти Штеттина от имени германского правительства объявили, что они более не будут чинить никаких препятствий судну. 31 августа «Трансбалт» приступил к погрузке и в начале сентября 1921 г., приняв на борт партию военнопленных и грузы, покинул Штеттин.