Письмо Председателя Совета Народных Комиссаров РСФСР В. И. Ленина Народному Комиссару Иностранных Дел РСФСР и Заместителю Председателя Центральной Комиссии помощи голодающим ВЦИК.
13 августа 1921 г.
Ввиду того, что подлые американские торгаши хотят создать видимость того, будто мы способны кого-нибудь надуть, предлагаю формально предложить им тотчас по телеграфу от имени правительства за подписью Каменева и Чичерина (а если надо и моей и Калинина) следующее:
мы депонируем золотом в Нью-Йоркском банке сумму, составляющую 120% того, что они в течение месяца дают на миллион голодных детей и больных, но условие наше тогда такое, что ввиду столь полной материальной гарантии ни малейшей тени вмешательства не только политического, но и административного американцы не допускают и ни на что не претендуют. Т. е. тогда отпадают все пункты договора, дающие им хоть тень права на административное хотя бы только вмешательство. Проверка же производится паритетными комиссиями (от нашего правительства и от них) на местах*.
Этим предложением мы утрем нос торгашам и впоследствии осрамим их перед всем миром.
Не надо забывать, что в сельских местностях у нас вообще нет и не было никогда никаких пайков. Чтобы не сделать ошибки на этот счет, советую пригласить на совещание по этому вопросу кого-либо от Наркомпрода.
Ленин
Печат. по тексту Ленинского сборника XXXVI, стр. 309
* В. И. Ленин внимательно следил за ходом переговоров в Риге (см. прим. 45, 52). 11 августа 1921 г. он дал следующее указание Г. В. Чичерину: «Как только придут сколько-нибудь обстоятельные сведения от Литвинова о его переговорах с Брауном, прошу мне сообщить главнейшие результаты по телефону».
12 августа представитель АРА Браун представил американский проект соглашения, содержавший ряд политических требований. Суть их сводилась к ликвидации всякого контроля со стороны Советского правительства над деятельностью АРА (см. док. № 192). Проект предусматривал также внесение советскими властями 1 млн. долл. золотом в нью-йоркский банк в качестве гарантии того, что поставки АРА будут использоваться по назначению.
В комментируемом документе и указаниях, направленных М. М. Литвинову 13 августа (см. док. № 184), были изложены советские контрпредложения, которые и были переданы Брауну. Позиция Советского правительства поставила американскую сторону перед выбором: либо сорвать переговоры и тем самым разоблачить себя перед мировой общественностью, либо пойти на компромисс. В ходе переговоров уполномоченные АРА отказались от первоначального требования о внесении денежного залога, а также согласились допустить представителей советских организаций в аппарат АРА в России (см. док. № 193).