Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел Азербайджанской ССР Комиссару Иностранных Дел Правительства Великого Национального Собрания Турции Юсуфу Кемалю.
21 июля 1921 г.
В ответ на Вашу переданную мне товарищем Нацаренусом телеграмму с чувством глубокого удовлетворения спешу уведомить Вас, что Ваше желание приступить к созыву закавказско-турецкой конференции мною вполне разделяется. Наши жизненные интересы взаимно диктуют необходимость, в дополнение и развитие Московского договора, скорого укрепления в договорных формах тех отношений союза и дружбы, коими проникнуто общение Турции и Закавказских Советских Республик, имеющих общий фронт против единого врага и решающими на основе народных чаяний и желаний вопросы об исторических путях своего развития.
Еще в Вашу бытность в Баку, обсуждая те или иные вопросы, связанные с заключением договора, я настаивал на созыве конференции в Баку. Вы же выражали желание иметь местом созыва конференции Карс, против чего, со своей стороны, я не возражал. Как тогда, так и теперь, при условии что мы имели бы непрерывную и постоянную связь с нашими представительствами, я не возражал бы против Карса как места созыва конференции и взял бы на себя обязанность получить на это согласие моих товарищей армян и грузин. Ценя Ваши исключительные заслуги в деле сближения Советских Республик с Турцией и искренне желая Вашего присутствия в составе турецкой делегации на турецко-азербайджано-грузино-армянской конференции, я, к сожалению, все-таки не могу дать своего согласия на созыв конференции в Ангоре.
В заключение не могу не выразить своей искренней надежды, что, несмотря на огромную значительность Ваших работ, требующих Вашего присутствия в Ангоре, мы будем иметь глубокое удовольствие видеть Вас во главе турецкой делегации на предстоящей конференции.
Примите уверение в моем совершенном почтении и преданности к Вам.
Народный Комиссар Иностранных Дел
Гусейнов
Печат. по арх.
В упоминаемой телеграмме Юсуфа Кемаля от 1 июля 1921 г. говорилось:
«Для разрешения всех вопросов, существующих между братской Азербайджанской Республикой и Правительством Великого Национального Собрания Турции, для упорядочения и установления сношений и, наконец, для обсуждения сторонами таких обстоятельств, как взаимное поручительство сторон в вопросах, имеющих отношение к Азербайджану и затронутых в Московском договоре, заключенном между Турцией и Россией, я, как это уже известно Вам из разговора в Баку с нашей делегацией, прошу назначить на конференцию Ваших делегатов.
Ранее местом для такой конференции был предложен Карс, являющийся резиденцией штаба нашей Восточной армии, однако, происшедшее за это время избрание меня на пост Комиссара по Иностранным Делам и чрезвычайное желание лично закончить начатое мною дело побуждает меня просить Вашего согласия на созыв этой конференции в Ангоре. С другой стороны, так как мое Правительство, придающее большое значение этой конференции, намерено поручить мне это дело, то созыв конференции в другом месте, кроме Ангоры, на долгое время лишит меня возможности заниматься моими делами. Мое Правительство в вопросе о телеграфной связи готово оказать всем делегатам всяческое содействие, подобно тому, как оно до сего времени предоставляло чрезвычайные льготы находящемуся в нашем городе Русскому Посольству.
Нам не удалось переговорить по вопросу о конференции с руководителем Армянской Советской Республики, но если Эриванское Советское Правительство имеет желание, оно доставит нам удовольствие, прислав в Ангору своих делегатов. Как было решено раньше, я прошу Вас известить его об этих предложениях».