Нота Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР и Председателя Совета Народных Комиссаров и Народного Комиссара Иностранных Дел УССР Министру Иностранных Дел Румынии Ионеску.
1 июля 1921 г. № 107
Вслед за получением Вашей радиотелеграммы от 16 июня за № 21660 было отдано распоряжение о производстве следствия для выяснения причин нападений на румынские патрули, имевших место, согласно Вашей радиотелеграмме, 1 и 3 июня. Следствием установлено, что никто из военнослужащих немногих красноармейских частей, размещенных в этом районе, не принимал участия в названных инцидентах. Вооруженные лица, которые в указанные дни атаковали румынские патрули в Бессарабии, принадлежат, по всей вероятности, к каким-нибудь бандам или отрядам неизвестного нам происхождения, присутствие которых на берегах Днестра является результатом чрезмерной терпимости румынских военных властей к петлюровцам и другим антисоветским украинским элементам. Несколько таких лиц, захвативших с собой румынского солдата и переправившихся через Днестр, появились на левом берегу реки, где и были арестованы украинскими властями и отправлены в Каменец-Подольск. Следствие для установления личности арестованных продолжается. Эти инциденты происходят вследствие численного недостатка красноармейских частей, размещенных близ Днестра, что в свою очередь объясняется желанием Российского и Украинского Правительств не возбуждать размещением более многочисленных красноармейских частей по соседству с Бессарабией какие-либо подозрения, хотя бы и совершенно необоснованные.
В то же время Российское и Украинское Правительства протестуют против повторных обстрелов левого берега Днестра, которые уже столько раз производились румынскими войсками. В ночь с 5 на 6 июня левый берег реки снова был подвергнут бомбардировке со стороны румын, причем особенно пострадало от румынского огня селение Луки, находящееся в 20 верстах от Каменец-Подольска. Российское и Украинское Правительства еще раз обращаются к Румынскому Правительству с требованием принять все меры к тому, чтобы румынские военные власти в Бессарабии не оказывали никакой поддержки антисоветским элементам, которые постоянно переправляются через реку для нападения на советскую территорию, и чтобы румынские войска на Днестре прекратили, наконец, всякие враждебные действия против противоположного берега реки и против украинского населения и размещенных там красноармейских частей.
Народный Комиссар по Иностранным Делам Российской Социалистической Федеративной Советской Республики
Чичерин
Председатель Совета Народных Комиссаров и Народный Комиссар по Иностранным Делам Украинской Социалистической Советской Республики
Раковский
Печат. по арх. Опубл. в газ. «Известия» № 144(1287), 5 июля 1921 г.
В упоминаемой радиограмме Ионеску от 16 июня 1921 г. говорилось: «В ночь на 1 июня в два часа на расстоянии одного километра от румынской деревни Васкауцы имел место следующий пограничный инцидент. Румынский патруль обнаружил на нашем берегу группу вооруженных солдат, прибывших на двух барках, и обстрелял их. На это ему ответили ружейными залпами с нашего и украинского берега. Совсем близко от того же места появились другие барки с солдатами, пытавшимися переправиться через Днестр, чтобы высадиться в Бессарабии. Когда наши солдаты обстреляли эти барки, им ответили ожесточенным огнем с украинского берега. Как те, которые переправились на наш берег, так и те, которые пытались это сделать, отступили на противоположный берег. Во время этого инцидента выстрелы раздавались с той и Другой стороны.
Другой инцидент имел место в полночь со 2 на 3 июня, когда банда, вооруженная револьверами, ружьями и гранатами, перешла через Днестр вблизи г. Хотина и напала на наш пост пограничной охраны в Грушице. В завязавшейся борьбе перешедшие на наш берег оставили одного мертвым, с нашей стороны один солдат ранен.
Я понимаю, что подобного рода инциденты всегда могут иметь место вдоль границы столь большого протяжения, и я сообщаю Вам о них с просьбой дать самый строгий приказ вашим войскам избегать всяких действий, которые могут привести к столь печальным инцидентам».