Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Председателю Российско-Украинской делегации в Смешанной Российско-Украинско-Румынской комиссии по Днестровскому лиману В. И. Яковлеву в Одессу.
14 июня 1921 г. № 13063
Относительно Вашего инструктирования переписываюсь с Раковским и Реввоенсоветом Республики. Вопрос о Днестровском лимане возник потому, что там плавают румынские военные суда, стреляют в наши рыболовные лодки. Надо добиться свободы торгового мореплавания и рыболовства, надо нейтрализовать лиман, объявить закрытым море, не допускать плавания военных судов. Румынский проект есть разделение Днестровского лимана пополам на советскую и румынскую половину. Это недопустимо, потому что фарватер проходит у берегов Бессарабии, где [господствует] Румыния. Деление пополам лимана отдаст фарватер румынам.
Наше требование есть установление единообразного режима на всем Днестровском лимане, воспрещение военного судоходства, беспрепятственное торговое судоходство и рыболовство. Проект будет Вам выслан. Состав румынской комиссии еще не известен. Надо считаться с тем, что мы не признали присвоение Бессарабии Румынией, и когда говорим о Бессарабии, считаем ее оккупированной областью, причем мы протестовали официально против решения Антанты отдать Бессарабию Румынии, принятого без нашего участия и ведома. Когда будет заходить речь о бессарабском береге, придется избегать таких выражений, которые могли бы быть истолкованы как признание Бессарабии частью Румынии. Относительно места встречи мы приняли румынское предложение поехать на вооруженных судах с обеих сторон и встретиться посредине лимана. Можно заседать на румынском или на нашем военном судне по взаимному соглашению.
Чичерин
Печат. по арх.