Нота Полномочного Представителя РСФСР в Финляндии Министру Иностранных Дел Финляндии Холсти.
1 июня 1921 г. № 945
Господин Министр,
Мне с сожалением приходится отметить, что Ваша нота от 14 мая сего года № 7060, полученная мною 20 мая, не дает удовлетворительного ответа на запросы моего Правительства, изложенные мною в ноте № 232 от 26 марта сего года.
Мотивируя свой отказ возвратить Российскому Правительству государственное имущество, отобранное у России и увезенное в Финляндию кронштадтскими беженцами, и пытаясь оправдать свое намерение удержать вооружение, ими привезенное в Финляндию в виде обеспечения для покрытия расходов, которые данные беженцы причинят Финляндскому государству, Финляндское Правительство ссылается на «принципы международного права убежища, действующие в настоящее время», не указывая, однако, точно, какие это принципы, на которые оно в данном случае опирается.
Советское Правительство России вполне признает право убежища, позволяющее любому государству допустить на свою территорию и разрешить пребывание на ней подданных иностранных государств, преследуемых на их родине. Советское Правительство неоднократно доказывало, что оно реально признает право убежища, разрешая пребывание на своей территории и оказывая содействие и защиту выходцам из буржуазных стран, принужденных бежать от преследования со стороны своих правительств. Мне достаточно отметить факт, что после революции 1918 г. значительное число финляндских подданных нашло убежище и защиту в России. Точно так же Советское Правительство никогда не оспаривало право других стран давать убежище лицам, пытающимся уклониться от розысков суда в России. В особенности же Российское Правительство никогда не протестовало против того факта, что Финляндское Правительство приютило большое число русских контрреволюционеров.
Но как бы высоко ни ценило Российское Правительство право убежища, это ни в коем случае не обязывает его покрывать расходы, обусловленные содержанием контрреволюционеров, приютившихся за границей, так же как со своей стороны Советское Правительство никогда не думало требовать, чтобы расходы, вызванные иностранными беженцами, ищущими убежища в России, были бы уплачены государствами, из которых они прибыли. Однако Финляндское Правительство, претендующее удержать оружие, захваченное в России и вывезенное в Финляндию кронштадтскими беженцами, «в виде обеспечения для покрытия расходов, которые эти беженцы причинят Финляндскому государству», очевидно становится на нелепую точку зрения, которая никоим образом не может быть оправдываема никакими принципами или нормами международного права убежища.
Ввиду этого недопустимого толкования права убежища в Вашей ноте, господин Министр, и считая, что распоряжение Финляндского Правительства по этому вопросу находится в прямом противоречии с международными нормами, действующими в настоящее время, я принужден заявить от имени моего Правительства, что такое толкование может вызвать нежелательные осложнения, и я имею честь настаивать перед Финляндским Правительством на требовании соблаговолить вернуть Советскому Правительству всю государственную собственность, включая вооружение, захваченное в России кронштадтскими беженцами и увезенное ими в Финляндию.
Примите, господин Министр, уверения в моем совершенном почтении.
Берзин
Печат. по арх.