Нота Российской Экономической делегации в Италии Министерству Иностранных Дел Италии.
7 мая 1921 г. № 162
В связи с нотой Министерства от 3 сего месяца под № 28652/5 Российская Экономическая делегация считает необходимым указать, что нота г-на Депретиса от 3 минувшего февраля не предусматривает вопроса об иммунитете официальных помещений Делегации, а также лиц, принадлежащих к ее составу, и их помещений. Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики не считало необходимым поднимать этот вопрос и создавать таким образом препятствия для отъезда Делегации в Италию, полагая, что этот иммунитет логически вытекает из признания за Делегацией права сноситься шифром и через курьеров, иначе говоря, права секретных сношений. Однако после насильно произведенного обыска запечатанного багажа Делегации, во время которого таможенные и полицейские чиновники осмотрели все те документы Делегации, которые не были опечатаны в специальных конвертах, вопрос об установлении определенным образом права Делегации на иммунитет ее личного состава и ее помещений встает как непременное условие работы Делегации и защиты ее коммерческих тайн и ее сношений с Российским Правительством от повторения такого рода злоупотреблений. Эта точка зрения была изложена Председателем Делегации г-ном Воровским Министру Иностранных Дел г-ну Сфорца, который выразил тогда свое согласие и предложил сформулировать письменную просьбу Делегации.
Нота Министерства от 3 сего месяца содержит категорический отказ признать за Делегацией право на этот иммунитет. Не допуская мысли о том, что Министерство не осведомлено о содержании переговоров между г-ном Воровским и графом Сфорца, Делегация вынуждена предположить, что Министерство приняло свою точку зрения по этому вопросу. Таким образом, Делегация оказывается вынужденной констатировать, что Итальянское Правительство лишает ее самой элементарной гарантии иммунитета для ее личного состава и ее документации, фактически аннулируя таким образом ее право сноситься шифром и при посредстве запечатанной корреспонденции и низводя ее ранг Экономического Представительства иностранной державы до положения своего рода частной торговой компании.
Печат по арх.
В упоминаемой ноте министерства иностранных дел Италии от 3 мая 1921 г. № 28652/5 говорилось:
«В ответ на письмо от 7 апреля № 43* Королевское Министерство Иностранных Дел имеет честь поставить в известность Российскую Экономическую делегацию, что Итальянское Правительство всегда считало и
считает, что положение Делегации урегулировано на базе соглашений между Королевским Посланником и г. Литвиновым в Ревеле, скрепленных обменом письмами от 3 февраля 1921 г. № 16 за подписью Королевского Посланника Депретиса и № 6119 от февраля 1921 г. за подписью г. Литвинова; в последнем были приняты условия, предложенные Итальянским Правительством и содержавшиеся в вышеуказанном письме командора Депретиса от февраля месяца.
Королевское Министерство Иностранных Дел, будучи, естественно, расположено облегчить деятельность Российской Экономической делегации с целью ускорить заключение торгового соглашения в интересах обеих стран, тем не менее не может признать за самой Делегацией статута, отличающегося от того, который признается за торговыми делегациями иностранных держав, с правительствами которых Королевское Правительство состоит в сношениях де-факто».
** Имеется в виду письмо от 6 апреля 1921 г. См. док. № 36.