Нота Правительства РСФСР Правительству Польши*.

Реквизиты
Тема: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1921.05.03
Метки: 
Источник: 
Документы внешней политики СССР. Том 4. стр. 96. Москва. Госполитздат. 1960г.

3 мая 1921 г.

К сожалению, Российское Правительство должно заявить, что оно не может признать удовлетворительными объяснения и заявления, содержащиеся в Вашем радио от 19 апреля. Не говоря уже о том, что польские власти поддерживают контр­революционные организации Петлюры, против чего Украин­ское Правительство, союзное Российскому Правительству, уже заявило протест, подкрепленный многочисленными фак­тами и точными данными, оставшимися, однако, без ответа, происки банд Балаховича, Перемыкина и других врагов Со­ветских Республик на польской территории становятся все более активными и все более очевидна помощь, оказываемая им польскими властями. Мы ежедневно получаем в большом количестве информацию из первых рук относительно этой деятельности врагов Республики. До настоящего времени, даже после обмена ратификациями, сведения этого рода про­должают поступать. Концентрация контрреволюционных банд, особенно банд Балаховича, становится все более и более за­метной, а выступления их, как, например, нападения на Крайск или Богомлю, являются результатом такого положе­ния вещей.

Банды Балаховича, пребывавшие в Варшаве, в Ченсто­хове, Калише и других польских городах, направлены к вос­точной границе и расположены в этой местности с очевидно военными целями. Деятельность банд, сформированных в Несвиже и его окрестностях, становится все более интенсив­ной. Различные отряды польской армии организуют и руко­водят контрреволюционными бандами.

 Еще на этих последних днях нами получены известия о помощи, оказываемой польскими властями бандам Балаховича, Савинкова, Перемыкина в виде оружия, провианта и обмундирования. Последствия этого пришлось почувство­вать многим советским деревням пограничной зоны. 24 ап­реля бандиты, напавшие на Крайск и Лесники, севернее Минска, расклеили в местностях, через которые они прохо­дили, воззвания, подписанные Балаховичем и содержащие обещание его прийти со своей армией и отвоевать эту область у Советской власти. Бандиты, состоящие как из дезертиров Красной Армии, так и из польских добровольцев, были сфор­мированы в окрестностях Долгинова и Будслава. Другие банды такого же рода находятся в Вилейке, Молодечно, Лиде и других местах и обильно снабжены амуницией и обмунди­рованием со стороны польских властей. В последних числах апреля банды Балаховича серьезно готовились к новым на­падениям па советскую территорию. Нами получен ряд удо­стоверений и рекомендаций, выданных польскими властями членам этих шаек. Некоторые случаи особенно достойны внимания, как, например, нападения на русские поезда с польском территории вроде нападения банды Балаховича на станции Василевичи на поезд с русскими ранеными.

Российское Правительство искренне убеждено в том, что Польское Правительство не замешано в этих поступках, пред­ставляющих собой явное нарушение Мирного договора, и что они являются только преступными деяниями агентов, под­чиненных польской гражданской и военной власти. Но мы считаем себя вправе ожидать со стороны Польского Прави­тельства более энергичных и действительно достигающих цели мероприятий, которые бы покончили с этими недопус­тимыми враждебными актами, направленными против Со­ветской России.

Что касается обвинений, содержащихся в том же радио от 19 апреля против русских и белорусских властей, то по этому поводу уже ведется расследование, которое занимается как упомянутыми Вами фактами, так и другими фактами того же рода. Другое обвинение, содержащееся в ноте Поль­ского Представителя в Риге Балийского, будто советские власти в Минске принудительно мобилизовали польскую молодежь, оказалось, после тщательного расследования, ре­зультатом недоразумения. Упомянутые лица были не моби­лизованы, а арестованы подлежащими властями ввиду отсут­ствии у них удостоверений личности, и все относятся к кате­гории беженцев, пытавшихся вернуться в Польшу самостоя­тельно, на свой страх и риск, в обход существующих правил и вне всякого порядка. Их задержание явилось последствием их незаконного поведения. Советские власти тщательнейшим образом выполняют Российско-Польский Мирный договор и, следовательно, избегают всякого рода поступков, которые можно было бы истолковать как нарушение этого Договора. Мы считаем себя вправе надеяться, что Польское Прави­тельство будет придерживаться той же политики и примет са­мые решительные меры для прекращения деятельности контр­революционных организаций, которую нельзя рассматривать иначе, как явное нарушение буквы и духа Рижского договора.

Российское Правительство искреннейше желает дружест­венного и мирного развития добрососедских отношений с Польским Правительством. Но оно ожидает, что Польское Правительство не будет чинить препятствий осуществлению этого желания и установлению возможности искренних и от­крытых отношений, всегда бывших предметом желаний Рос­сийского Правительства.

Народный Комиссар по Иностранным Делам

Чичерин

 

Печат. по арх. Опубл. в сборн. «Советская Россия и Польша», М., 1921, стр. 19—21.

*Передана по радио на имя министра иностранных дел Польши Сапеги.