Инструкции Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Полномочному Представителю РСФСР в Литве С. И. Аралову.

Реквизиты
Тема: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1921.04.26
Метки: 
Источник: 
Документы внешней политики СССР. Том 4. стр. 84. Москва. Госполитздат. 1960г.

28 апреля 1921 г.

Уважаемый товарищ,

Вы вступаете в исправление Ваших обязанностей в меж­дународной обстановке, радикально отличающейся от той, при которой работал в прошлом году т. Аксельрод. Послед­ние попытки вооруженных нападений на Российскую Респуб­лику ликвидированы, и мы вступили в период мирного сожи­тельства и экономической кооперации со всеми народами, даже при существовании у них капиталистического строя. Наиболее могущественное из всех правительств, Великобри­танское, вступило с нами в договорные отношения, и его пример, а также потребности конкуренции должны в недале­ком будущем побудить к вступлению с нами в торговые сно­шения даже те правительства, которые еще стараются упор­ствовать на прежнем, осужденном историей, пути блокады.

Советское правительство вверяет Вам представительство своих интересов в Литовской Республике в тот именно мо­мент, когда целая система договоров на западе и на востоке обеспечивает Российской Республике мирное, спокойное раз­витие и возможность восстановления своего народного хозяй­ства. В этой системе договоров, составляющей самую сущ­ность наших международных отношений, одно из существен­нейших мест принадлежит балтийским государствам. Друже­ственные, добрососедские отношения с ними ко взаимной выгоде составляют одно из существеннейших оснований на­шей международной политики. Главной задачей всей нашей государственной жизни является в настоящее время восста­новление производства, и под знаком производственной по­литики протекают и наши международные отношения. Про­изводственная политика — это значит необходимость мира, это значит преобладание экономических интересов в нашей международной политике, это значит постановка в первую очередь задач товарообмена и транзита. Балтийские госу­дарства играют для нас с этой точки зрения первостепенную роль. В тот период, когда интервенционистская политика на­ших врагов старалась использовать против нас бывшие за­падные окраины Российской империи, последние по представ­лению Клемансо должны были составить отделяющий нас от живого мира барьер. Установившиеся у нас с этими госу­дарствами, полную независимость которых мы всецело и с величайшей готовностью на основании наших основных принципов признали, мирные и дружественные отноше­ния превратили их из барьера в географических посред­ников, связанных с нами взаимными интересами, и соз­дали вполне соответствующее нашим интересам нынешнее положение, в продлении которого мы глубоко заинтересо­ваны.

Среди балтийских государств для нас особенно выде­ляется Литва, никогда непосредственно с нами не воевавшая и с самого первого момента начатия с нами сношений более других проявившая стремление к дружественным с нами сно­шениям. Самый социальный характер Литовской Республики с преобладанием в ней крестьянского влияния способствует тому, что в литовском правительстве значительно слабее, чем в других балтийских правительствах, действуют те тенденции, которые бы препятствовали установлению с нами взаимно выгодных отношений. Противоположность между литовским крестьянином и польским помещиком глубочайшим образом отразилась на политике Литовской Республики и значительно облегчила счастливо установившиеся между Литвой и нами отношения.

Ваша задача прежде всего заключается в том, чтобы, продолжая работу шедшего по вполне правильному пути т. Мостовенко, эти отношения всеми силами охранять, поддерживать и систематически и последовательно развивать дальше.

Однако наши враги еще не отказались от своих надежд. Кампания лжи, ежедневно проводимая враждебной нам пе­чатью почти всех стран, указывает на то, что наши враги продолжают замышлять против нас тщательно скрываемые планы. В частности, политика Франции по отношению к Рос­сии радикально отличается от политики Англии, и первая продолжает еще возлагать надежды на насильственное низвержение Советской власти. Одно из проявлений этих враждебных нам замыслов следует усмотреть в возобнов­ляемых в настоящее время попытках создания союза балтий­ских государств, действительная цель которого есть противо­действие дружественным отношениям этих государств с нами и воссоздание враждебных нам коалиций. В прошлом году отрицательное отношение литовского правительства к участию в подобной враждебной коалиции сыграло решаю­щую роль, и на запрос тов. Аксельрода, а также на наши запросы литовское правительство дало заверения, что не бу­дет участвовать в направленных против нас международных комбинациях.

Одной из главных задач Вашей деятельности в Литве должно быть сохранение с литовским правительством тех от­ношений, которые оформились в виде этих заверений ковенского кабинета. В частности, особенное внимание наши враги обращали на то, чтобы попытаться создать какую-либо форму объединения или федерации между Литвой и Поль­шей. Несмотря на заключенный между Польшей и Россией Рижский договор, враждебные нам элементы в правящих кругах Антанты не оставили еще надежды на то, что им удастся в будущем толкать Польшу на путь недружелюбной по отношению к нам политики. Комбинация польско-литов­ского соединения есть лишь одно из проявлений основной комбинации подталкивания Польши против нас и попыток воссоздания враждебной по отношению к нам коалиции. Во всех планах польско-литовской федерации или объединения нельзя не видеть проявления этой враждебной к нам поли­тики. Рекомендую Вам поэтому с особым вниманием отно­ситься к попыткам держав Согласия втянуть миролюбивую Литву в какого-либо рода союз или соглашение с польским правительством, действительная цель которого будет именно та, какую я выяснил Вам выше. Расчеты наших врагов сво­дятся к тому, чтобы стараться преодолеть недоверие кре­стьянской Литвы к панской Польше, и есть все данные ожи­дать больших уступок по адресу Литвы на происходящих в Брюсселе в настоящее время переговорах. Эти уступки будут, разумеется, обусловлены вхождением Литвы в какую-либо форму федерации или объединения с Польшей. Нет сомне­ния, что фактически такое объединение поведет в недалеком будущем к полному поглощению маленькой Литвы сильной Польшей. Такая комбинация настолько противоречит элемен­тарнейшим потребностям литовской политики, что мы при­нуждены будем усматривать поневоле в такой комбинации угрозу по нашему адресу.

Все вышеизложенное неопровержимо доказывает, что от нас далека дезинтересация в судьбе Литвы, Наоборот, ее судьба, направление ее политики, ее международное положе­ние продолжают по-прежнему играть чрезвычайно важную роль в общей комбинации нашего международного положе­ния. Нет ни единого слова в Рижском договоре, которое бы означало для нас дезинтересацию в отношении к Литве или какое-либо нарушение Московского договора от 12 июля 1920 г. Рижский договор признает, что вопрос о Вильно должен быть решен между Литвой и Польшей, но это озна­чает лишь то, что до того момента, пока Литва сама не ре­шит передать Вильно Польше, Литва есть суверенное госу­дарство над Вильио. Это не нарушение, а скорее подтвер­ждение Русско-Литовского договора. Рижский договор не изменил нашего положения по отношению к Литве в этом вопросе. Не изменил он также и нашего отношения к аван­тюре Желиговского и к господству в такой близости от на­шей территории безответственных военных авантюристов. Мы имеем все основания полагать, что наши враги намеренно поддерживали авантюру Желиговского для того, чтобы иметь возможность под флагом политической группировки, не свя­занной с нами никакими договорными отношениями, подго­товлять против нас враждебные силы.

Независимость Литвы является для нас одним из суще­ственнейших наших международных интересов. Это верно также и по отношению к тем западным державам, которые в экономической области пытаются или мечтают превратить Литву в вассальную область. Поскольку от нас зависит, мы должны содействовать и тому, чтобы дружественное Литов­ское государство избегло этой участи.

Одна из важнейших Ваших задач в Ковно будет заклю­чаться в том, чтобы по мере сил работать на этом пути.

Целый ряд практических вопросов, как установление транзита, развитие торговых отношений, взаимная репатриа­ция и освобождение обоюдных граждан, проведение оптации и т. д., должны быть разрешаемы в самом благожелательном для Литвы духе. Во всех этих вопросах мы желали, по мере возможности, идти навстречу желаниям литовского прави­тельства, и только случайные или технические причины ме­шали нам до сих пор выполнять эти задачи скорее или полнее.

Вам рекомендуется во всех этих вопросах, по мере воз­можности, исполнять желания литовского правительства, ограничивая эту задачу лишь абсолютно настоятельными тре­бованиями безопасности нашего государства. Для Литвы мы делаем исключение в том смысле, что немедленно отпускаем литовских военных специалистов, чего мы не считали воз­можным делать с другими балтийскими государствами. Точно так же специалистов в других областях мы отпускаем по мере возможности, и всякие заминки в этой области были результатом недоразумений или плохого исполнения от­дельными советскими органами основных видов нашего Пра­вительства. Все вышесказанное, кроме того, служит под­тверждением того основного принципа нашей политики по отношению к Литве, который вытекает, впрочем, из основ­ных предпосылок нашего политического миросозерцания: на­шим принципом является полное невмешательство во внут­ренние дела Литвы.

Вам вменяется в обязанность строго придерживаться этого принципа и неуклонно противодействовать всяким его нарушениям. Российское правительство и по принципу, и с точки зрения своих интересов стремится соблюдать друже­ственные отношения со своими соседями, предоставляя самим народам, живущим в этих государствах, определять свою судьбу и вести свои собственные дела.

С коммунистическим приветом

[Чичерин]

Печат. по арх.