Заявление Полномочного Представителя РСФСР в Финляндии Я. А. Берзина финской печати.

Реквизиты
Тема: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1921.04.08
Метки: 
Источник: 
Документы внешней политики СССР. Том 4. стр. 55. Москва. Госполитздат. 1960г.

8 апреля 1921 г.

В финской печати распространяются сообщения, согласно которым Российское правительство будто бы ставит препят­ствия репатриации финских граждан. Эти сообщения абсо­лютно не соответствуют действительности. Советское прави­тельство заявило правительству Финляндии о своем твердом решении точно выполнять соответствующую статью Мирного договора и всеми мерами способствовать скорейшему воз­вращению на родину финских граждан. Российское прави­тельство без задержек пропустило финскую эвакуационную комиссию и предоставило ей возможность приступить к ра­боте по регистрации финских граждан и подготовке эвакуа­ции. Если регистрация фактически не началась, то не по вине Советского правительства. Первые эшелоны могли бы уже вы­ехать из России, но дело затягивается и осложняется по вине финской эвакуационной комиссии, которая настаивает на предварительном разрешении ряда вопросов, главным обра­зом касающихся вывозимого эвакуируемыми имущества.

Вопросы, возбуждаемые финской эвакуационной комис­сией, могут быть разрешены лишь заключением особого со­глашения, которое будет выработано русско-финской смешан­ной комиссией, предусмотренной Мирным договором. Так как это потребует некоторого времени, то Российское правитель­ство предложило, до образования смешанной комиссии и вы­работки соглашения, отправлять финнов на родину на осно­вании установленного в России общего порядка реэвакуации; но финская эвакуационная комиссия на это не соглашается. Вследствие этого Российское правительство слагает с себя всякую ответственность за то, что отправка финляндских гра­ждан на родину не могла еще начаться.

Стремясь к возобновлению торговых сношений с Финлян­дией в порядке, предусмотренном статьей 32-й Мирного до­говора, Правительство РСФСР в январе сего года обратилось к финляндскому правительству за разрешением на въезд в Финляндию Российской Торговой делегации, которая должна была приехать одновременно с Дипломатическим Представи­тельством, но финляндское правительство с самого начала отказалось пропустить в Финляндию Российскую Торговую делегацию. Последовавшие за этим переговоры между Поли­тическим Представительством Российской Республики и фин­ляндским правительством не привели к желательным резуль­татам. Согласившись в принципе на приезд Торговой деле­гации и технического персонала, финляндское правительство, во-первых, ограничило до крайности количество сотрудников Торговой делегации, а во-вторых, связало ее пропуск в Фин­ляндию с началом репатриации финляндских граждан из России.

Признавая принципиально неправильной такую поста­новку вопроса — ибо, по нашему мнению, в возобновлении торговых сношений заинтересована не одна только Россия, но не в меньшей мере и Финляндия, и потому приезд Торго­вой делегации не должен служить вопросом компенсации за что-либо другое, — Российское правительство, однако, решило в этом отношении пойти навстречу желаниям Финляндии и со своей стороны сделало все, чтобы ускорить репатриацию фин­нов. Так как выяснилось, что репатриация затягивается по вине финляндского правительства и его репатриационной ко­миссии в Петрограде, а вследствие этого приезд Торговой де­легации откладывается на неопределенное время, то Россий­ское правительство решило отозвать своих торговых делега­тов граждан Буренина и Гарденина, которые первоначально были включены в состав Дипломатической Миссии и приехали в Финляндию вместе с последней. Так как при создавшихся условиях они лишены возможности начать какие бы то ни было торговые или финансовые операции, то их пребывание в Финляндии потеряло всякий смысл.

 

Печат. по арх. Опубл. в газ. «Известия» № 77(1220), 10 апреля 1921 г.