Записка по прямому проводу председателя Сибкрайисполкома И.Е. Клименко Г.Г. Ягоде и В.Н. Толмачеву об административном режиме для «выселенных кулаков». 22 апреля 1930 г.
П-84
Совершенно секретно
МОСКВА, ОГПУ - тов. ЯГОДЕ
НКВД - тов. ТОЛМАЧЕВУ.
Пока не утверждено положение административного хозяйственного устройства выселенных кулаков, нет никакой возможности заняться практически вопросами сева и культурно-санитарного обслуживания. Сейчас необходимо решать вопросы закупки скота, заброски семян, приобретения сельхозинвентаря и прочее. Предполагаемые вами ассигнования нельзя будет использовать, так как неизвестно, какое ведомство несет ответственность за расходование средств и кредитов[,] отпускаемых государством. Такое положение поставит нас перед необходимостью кормить переселяемых сибирским хлебом, так как сев будет сорван. Вопросы административного хозяйственного устройства требует немедленного разрешения50. Телеграфте. КЛИМЕНКО.
Гриф секретности машинописью.
50 Вопрос об административно-хозяйственном управлении спецпоселками длительное время обсуждался на самых различных уровнях, острые дискуссии возникали между руководством ОГПУ и НКВД РСФСР. При проведении операции по высылке «кулаков» решающая роль отводилась органам ОГПУ; они занимались, в частности, организацией сборных и проверочно-фильтрационных пунктов, централизованных транспортных перевозок. Децентрализованные гужевые перевозки были в ведении местных органов власти, а охрану и управление спецпоселками принимали на себя местные адмотделы (органы милиции). Решение о функциональном разграничении полномочий органов ОГПУ и НКВД было принято в начале мая 1930 г. Управление поселками закреплялось за НКВД, в составе региональных органов которого создавались специальные комендантские управления (отделы), а на ОГПУ возлагались задачи по проведению агентурной работы и борьбе с побегами.