Постановление Президиума ЦИК СССР «О порядке оформления восстановления в гражданских правах спецпереселенцев». Из протокола Президиума № 37 от 17 мая 1932 г.
П-22
Постановление Президиума ЦИК СССР «О порядке оформления восстановления в гражданских правах спецпереселенцев»20.
Из протокола Президиума № 37 от 17 мая 1932 г.
О порядке оформления восстановления в гражданских правах спецпереселенцев.
(Вн[есено] Секретариатом ЦИК Союза ССР; пр. Президиума ЦИК Союза ССР № 36.)
Дело № Пр. 579/1.
В развитие постановлений Президиума ЦИК Союза ССР от 27 апреля и 3 мая 1932 г.:
1) Предложить ОГПУ поручить своим местным органам в трехдневный срок представить списки восстановленных на основании указанных выше постановлений во всех гражданских правах спецпереселенцев в местные райисполкомы по месту проживания спецпереселенцев в местах их новых поселений (отбывания ими назначенной им меры социальной защиты).
2) Предложить соответствующим райисполкомам в декадный срок выдать восстановленным в правах спецпереселенцам удостоверения о том, что они постановлением Президиума ЦИК Союза ССР восстановлены в избирательных правах и во всех других гражданских правах и что им разрешается свободное проживание в Союзе ССР.
Секретарь ЦИК Союза ССР А. Енукидзе
Имеется гербовая печать ЦИК СССР. Вверху слева машинописью адрес рассылки: «тов. ОБУХОВУ». Внизу слева написано от руки: «Архив. ВС 3/IV». В бланк впечатаны номер протокола «37» и дата «17.V.1932 г.».
20 Данное постановление впервые фиксировало положение о том, что восстановление в избирательных и всех других гражданских правах давало спецпереселенцам право выезда из спецпоселения и свободного проживания на территории станы. Эта норма действовала до ее отмены постановлением ЦИК СССР от 25 января 1935 г. Чекисты были обеспокоены массовым оттоком спецпереселенцев из спецпоселений после восстановления их в гражданских правах. Согласно материалам ОТП ГУЛАГ НКВД СССР на 1 ноября 1934 г. в комендатурах оставалось только 25% восстановленных. 17 января 1935 г. Г.Г. Ягода в письме на имя И.В. Сталина предложил ввести норму, согласно которой восстановление в правах не давало права выезда из мест поселения. Такая норма приобрела юридическую силу 25 января 1935 г. См.: Земсков В.Н. Спецпоселенцы в СССР. 1930-1960. М. 2003. С. 63.