Интервью тов. Литвинова. (Для иностранных корреспондентов). (Утверждено Политбюро ЦК ВКП(б) 23.VII.30 г.) Приложение № 7 к п. 87 пр. ПБ № 2.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1930.07.23
Архив: 
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 790. Л. 38-40.
Приложение № 7
к п. 87 пр. ПБ № 2

Интервью тов. Литвинова.

(Для иностранных корреспондентов).

(Утверждено Политбюро ЦК ВКП(б) 23.VII.30 г.).

Постановление ЦИК СССР о назначении меня в качестве Народного Комиссара не может ни в коей мере означать каких-либо изменений во внешней политике Союза. Не только потому, что я и раньше в течение десяти лет работал в Комиссариате по иностранным делам в тесном сотрудничестве со всеми предшественником т. Чичериным, совместно с ним активно участвовал в разработке и проведении в жизнь внешнеполитических проблем и в течение последних двух лет фактически руководил уже комиссариатом, а главным образом потому, что смена руководителей ведомств в советском государстве не может иметь такого значения, как в капиталистических странах. В этих странах смена членов правительства, и в частности руководителей внешней политики, — является в большинстве случаев результатом борьбы политических партий и представляемых ими классовых интересов, а иногда приспособлением к изменившейся внешнеполитической конъюнктуре и даже к внешним влияниям. В стране же диктатуры пролетариата, где рабочие и крестьяне полностью и нераздельно осуществляют свою власть, внешняя политика целиком определяется волей рабоче-крестьянских масс, находящей свое выражение в решениях советского правительства.

В основу внешней политики Союза положены принципы Октябрьской революции, и защита завоеваний резолюции от внешнего воздействия и вмешательства является одной из ее основных задач. Не менее важной задачей советской дипломатии является обеспечение нашему социалистическому строительству мирных условий и свободы от внешних потрясений. Чем значительнее планы нашего строительства, чем быстрее его темпы, тем больше наша заинтересованность в сохранении мира. К осуществлению этой задачи были направлены наши усилия до сих пор и будут направлены еще в большей степени и в дальнейшем.

Нам приходится строить социализм в одной стране, в окружении капиталистических стран, занимающих пять шестых земного шара. Мы этого факта не можем игнорировать и не игнорируем и поэтому стремимся к изысканию и осуществлению способов мирного сосуществования обоих социальных систем. Нам приходится, и в дальнейшем придется, делать величайшие усилия для борьбы с агрессивными стремлениями определенных капиталистических групп, идущих в сторону создания постоянных трений и конфликтов между обоими системами, следовательно, для сохранения и укрепления мира между народами.

Существующие внутри самого капиталистического мира значительные национальные, политические и экономические противоречия мешают, однако, установлению однообразного отношения к Советскому Союзу и выработке единых способов борьбы с ним. Так называемые мирные договоры, завершившие империалистическую войну, наложившие огромные тяготы на одни страны в пользу других, углубили противоречия, проведя глубокую, не поддающуюся стиранию грань между так называемыми странами победительницами и побежденными. Ввиду нашего естественного сочувствия к странам, в которых возложенные на них тяготы ложатся тяжелым бременем главным образом на трудящихся, а также потому, что государства, заинтересованные в увековечении последствий и несправедливостей, воплощенных в упомянутых договорах, одновременно ведут наиболее агрессивную и враждебную политику и в отношении нашего Союза, — создалась некоторая общность интересов Советского Союза с пострадавшими от войны государствами. На почве этой общности интересов у Союза возникли с некоторыми из этих государств вполне корректные нормальные и даже в некоторых случаях дружественные отношения, которые мы и в дальнейшем хотели бы лояльно развивать и укреплять. Не стремясь, однако, к участию в группировках одних государств против других, мы в то же время искренно будем стремиться к установлению одинаковых отношений со всеми государствами, которые этого пожелают.

Мы не скрываем, что при осуществлении нашего растущего экономического строительства мы хотели бы рассчитывать на дальнейшее расширение экономических связей с другими государствами. Это строительство чем дальше, тем больше расширяет сферу применения иностранной техники, иностранного труда, продукции иностранной промышленности и даже некоторого сырья.

Но и здесь мы встречаемся с противоположными стремлениями отдельных враждебных капиталистических групп, ведущих кампанию за срыв экономических связей с нашим Союзом. Их усилия направлены как будто бы главным образом против нашего экспорта, но на самом деле против всего нашего внешнего товарооборота, ибо сокращение нашего экспорта неизбежно привело бы и к соответственному сокращению нашего импорта. Валютная связь между импортом а экспортом настолько ясна, что на ней останавливаться не приходится. Государства, поддающиеся на эту кампанию, исходящую от заинтересованных незначительных групп наших конкурентов по экспорту, и ставящие искусственные законодательные или иные преграды ввозу нашего сырья и товаров, не должны наивно думать, что эти мероприятия не вызовут сокращения или прекращения нашего вывоза из этих стран. Мы уверены, однако, что все эти антисоветские кампании обречены на полную неудачу, ибо в конечном счете они должны ударить не только по нашим интересам, но еще в большой мере по интересам тех стран, которые к подобным кампаниям присоединились бы. В настоящее время, когда экономический кризис настолько углубился и расширился, захватив почти все европейские и вне-европейские страны, выключение из мирового товарооборота такого огромного и экономически крепнущего, — единственно свободного от этого кризиса — государства, как наш Союз, вряд ли будет признано целесообразным и соответствующим интересам реальной политики мероприятием. Именно реально и правильно понятые интересы самих капиталистических стран должны и будут толкать их в сторону продолжения и расширения экономических связей с Советским Союзом.

Мы сами отлично отдаем себе отчет в неизбежности экономических связей и торговых соглашений в данной исторической обстановке. Мы поэтому и ранее не отказывались и впредь не намерены отказываться от контакта и от совместного обсуждения с представителями других стран проблем, которые могут затрагивать интересы нашего Союза. Мы охотно будем поддерживать начинания и предложения, имеющие целью устранение возможностей военных столкновений и обеспечение всеобщего мира. Мы будем, однако, выступать в роли беспощадных обличителей в тех случаях, когда заметим, что под лицемерной маской пацифистской фразеологии скрываются вожделения и интересы, ничего общего с миром и с действительными интересами народов не имеющие. Мы ограничимся ролью наблюдателей в тех случаях, когда действительные цели международных жестов нам недостаточно ясны и нуждаются в уточнении и раскрытии. Мы останемся абсолютно чуждыми и враждебными таким международным акциям, которые в какой либо мере могут способствовать угнетению одних народов другими или подготовке новых войн.

Мы особенно внимательно будем следить за политикой ближайших соседних стран, где за последнее время стало заметно усиление агрессивных и шовинистических движений, создающих большую угрозу делу мира, считая по-прежнему одной из важнейших задач нашей дипломатии укрепление и развитие мирных добрососедских отношений с этими странами в духе наших повторных миролюбивых предложений и Московского протокола.

В общем, мы будем продолжать нашу старую испытанную внешнюю политику в сознании ее правильности, ее соответствия интересам всех народов, а также в сознании растущего могущества Советского Союза.