17 января 1936 г. — Докладная записка начальника Главного управления боеприпасов НКТП СССР К. Ф. Мартиновича в ЦК ВКП(б) о выполнении заказа Наркомата обороны СССР по боеприпасам и возобновлении приемки снарядов военным ведомством в 1935 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1936.01.17
Период: 
1935
Источник: 
Становление оборонно-промышленного комплекса СССР (1933-1937). М. 2011, стр. 465-468.
Архив: 
АП РФ. Ф. 3. Оп. 46. Д. 337. Л. 40-47. Подлинник.

Докладная записка начальника Главного управления боеприпасов НКТП СССР К. Ф. Мартиновича в ЦК ВКП(б) о выполнении заказа Наркомата обороны СССР по боеприпасам и возобновлении приемки снарядов военным ведомством в 1935 г.

17 января 1936 г.
Секретно.

I. Винтпатроны

Заказ Наркомата обороны по патронам в 1935 г. составлял 845 млн. Сдано Наркомату обороны за 1935 г. 537 млн. Причины такого большого недовыполнения заказа следующие: 1) в течение первого полугодия 1935 г. патронные заводы имели большие простои из-за перебоев в снабжении их свинцом; 2) первоначальный заказ Наркомата обороны на 1935 г. составлял 645 млн., в середине 1935 г. заказ был увеличен на 200 млн.

Начиная с третьего квартала 1935 г. патронные заводы стали вполне удовлетворительно снабжаться цветными металлами, однако Патронно-гильзовый трест не принял нужных мер к развороту патронного производства на увеличенную программу и вместо того, чтобы мобилизовать патронные заводы на полное выполнение программы самовольно снизил программу патронным заводам на четвертый квартал 1935 г. на 200 млн. шт. ГВМУ в сентябре месяце в отсутствие т. Павлуновского утвердило эту заниженную программу по винтпатронам. В результате получилось, что из годового заказа Наркомата обороны в 845 млн. за 10 месяцев 1935 г. патронными заводами сдано было только 340 млн.

Народным комиссаром тяжелой промышленности т. Орджоникидзе были приняты следующие меры: за крайне неудовлетворительную работу по выполнению заказа по винтовочным патронам и за самовольное снижение программы на четвертый квартал 1935 г. начальнику Патронно-гильзового треста т. Венецкому был объявлен строгий выговор, заместитель начальника треста т. Погодин снят с занимаемой должности и переведен на меньшую работу, заместителю начальника ГВМУ т. Артамонову, который утвердил заниженную программу на четвертый квартал, был объявлен строгий выговор, помощник начальника ГВМУ т. Ефремов за те же действия был снят с занимаемой должности и направлен в распоряжение директора Подольского завода. Директор завода № 17, наиболее плохо выполнявший программу, и главный инженер этого завода были с работы сняты и заменены новыми. Директорам Тульского патронного завода и Ворошиловградского патронного завода был объявлен строгий выговор с предупреждением. Патронно-гильзовый трест был расформирован. Снабжающим органам было приказано еще более усилить снабжение патронных заводов цветными металлами и другими материалами. В результате принятых мер производство винтпатронов в последней декаде ноября месяца и в течение декабря месяца 1935 г. дало резкий скачок вверх. За ноябрь и декабрь месяцы было сдано почти 200 млн. винтпатронов, в том числе за декабрь месяц 142 млн., то есть в декабре месяце патронные заводы по производству винтпатронов шли на уровне 1700 млн. в год.

На 1936 г. заказ Наркомата обороны по патронам составляет 790 млн. За первую декаду января месяца сдано 21 млн. Наркомом тяжелой промышленности даны приказания о полном обеспечении программы цветными металлами. Заказ Наркомата обороны в 790 млн. винтовочных и револьверных патронов на 1936 г. будет выполнен полностью.

II. Авиабомбы

В 1935 г. нужно было сдать НКО 10 742 т авиабомб. Сдано 7750 т. Недостача 3 тыс. т объясняется тем, что снаряжательные заводы не справились со снаряжением всего того количества авиабомб, которое было подано на снаряжательные заводы. Заказ на 1936 г. по авиабомбам составляет 17 600 т. Для выполнения этого заказа промышленность должна сдавать в среднем 500 т в декаду. За первую декаду января месяца сдана 501 т. Наркомтяжпромом приняты меры к тому, чтобы весь заказ в 17 600 т в 1936 г. был выполнен полностью.

III. Артвыстрелы

По артиллерийским выстрелам получилось огромное недовыполнение заказа НКО. Из годового заказа НКО в 6 млн. 290 тыс. артвыстрелов сдано всего 1 млн. 860 тыс. Такое невыполнение программы по артвыстрелам объясняется провалом программы снаряжения снарядов снаряжательными заводами. Причины этого провала следующие:

В середине 1935 г. заказ на артвыстрел был увеличен вдвое. Одновременно с этим Наркомат обороны и Наркомтяжпром со второй половины 1935 г. потребовали со снаряжательных заводов резкого улучшения качества сдаваемой продукции. Руководство Главхимпрома в лице главного инженера т. Казиницкого, непосредственно руководившего Военно-химическим трестом, управляющим которого был т. Сырцов, и снаряжательными заводами, а также технические директора Военно-химического треста т. Жульковский и т. Березницкий не подготовили снаряжательные заводы к тому, чтобы решить эти две задачи одновременно: выполнить увеличенную вдвое годовую программу и дать продукцию высокого качества. В конце третьего квартала и в четвертом квартале, когда на снаряжательные заводы начали поступать снарядные корпуса в большом количестве, получился огромный затор в снаряжении корпусов. Одной из причин невыполнения программы по снаряжению было также неумелое и неделовое руководство со стороны указанных выше технических руководителей химическо-снаряжательного дела, вопросом перевода чертежей и технических условий из литера «А» в литер «Б». За неудовлетворительную работу т. Казиницкий наркомтяжпромом был снят с должности главного инженера Главхимпрома и направлен на работу на завод № 80. Бывшие технические директора Военно-химического треста т. Жульковский и т. Березницкий направлены на меньшую работу и заменены другими работниками. Военно-химический трест расформирован, а т. Сырцов послан директором на завод № 12. В результате принятых Наркомтяжпромом мер в декабре месяце положение со снаряжением заметно улучшилось. За декабрь месяц было сдано Наркомату обороны 433 тыс. артвыстрелов.

Заказ Наркомата обороны на 1936 г. вместе с морскими снарядами составляет 5 млн. выстрелов. Для выполнения этого заказа нужно сдавать 1250 тыс. выстрелов в квартал или по 420 тыс. выстрелов ежемесячно. За 13 дней января месяца сдано 350 тыс. выстрелов, в том числе: 37‑мм бронебойных — 14 тыс.; 45‑мм бронебойных — 78,5 тыс.; 45‑мм осколочных — 114 тыс.; 76‑мм осколочно-фугасных — 20 тыс.; 76‑мм осколочно-химических — 36,5 тыс.; 76‑мм для зенитной артиллерии — 85 тыс.; 122‑мм осколочно-химических — 1 тыс. Помимо сданных 350 тыс. выстрелов в течение января месяца еще можно сдать 280 тыс., а всего за январь месяц 630 тыс. выстрелов.

Выполнение заказа в 1936 г. в 5 млн. выстрелов не вызывает никаких сомнений, и заказ может быть выполнен полностью. Однако вопрос в настоящее время осложнился тем, что Наркомат обороны, несмотря на то, что он сам признает, что за последние месяцы качество продукции значительно улучшилось, приостановил приемку снарядов и авиабомб на снаряжательных заводах из-за неперехода заводов по снаряжению от литера «А» в так называемый литер «Б». Безусловно, что требование на качество сдаваемой продукции по снаряжательным заводам должно быть и дальше еще более повышено по сравнению с 1935 г. для того, чтобы не было случаев преждевременных разрывов снарядов в дуле орудия. Но это улучшение качества должно быть достигнуто путем большего усиления контроля как заводского, так и со стороны приемщиков АУ к сдаваемой снаряжательными заводами продукции, а не путем приостановки приемки, что неминуемо вызовет дезорганизацию производства и ухудшение качества.

Сложность и трудность положения заключается еще и в том, что Наркомат обороны не может конкретно сказать, в чем же должна заключаться разница в технических условиях и чертежах по снаряжению литера «Б» от существующих в настоящее время технических условий и чертежей категории «А». Промышленность готова к тому, чтобы сдавать продукцию по тем техническим условиям, которые предъявит Наркомат обороны, а то получается довольно странное положение: Наркомат обороны нас ругает и справедливо ругает за невыполнение программы 1935 г. и одновременно отказывается от приема готовых снарядов в январе нынешнего года, которые ни в какой мере не являются худшими по качеству снарядов, сдаваемых в конце прошлого года, а, как все признают, являются лучшими по качеству по сравнению с теми снарядами, которые сдавались и принимались НКО за время, предшествовавшее 1936 г.

Наркотяжпромом принят ряд мер по улучшению качества сдаваемой продукции. На совещании у т. Орджоникидзе 15 января с. г. с участием т. Ефимова, начальника отдела боеприпасов АУ инженера Могилевкина и его заместителя по химии инженера Хренкова в присутствии главных инженеров снаряжательных заводов намечен ряд мер для дальнейшего улучшения качества снаряжения:

1) Для уверенности в качестве снарядов, сдаваемых в последнее время, решено на Софринском полигоне полностью расстрелять всю партию в 5 тыс. шт. снарядов среднего калибра.

2) Заводам приказано к 1 февраля 1936 г. составить точно зафиксированный технологический процесс снаряжения по каждому калибру снарядов в отдельности с тем, чтобы на основе результатов по стрельбе установить, какой из заводских технологических процессов является наилучшим по каждому калибру, и с 1 марта 1936 г. перевести все заводы на снаряжение снарядов по тому процессу, который будет признан наилучшим.

3) Решено ввести на всех заводах прогрессивно-премиальную систему заработной платы для рабочих и инженеров на снаряжательных заводах, положив в основу этой системы качество выпускаемой продукции.

Кроме этого, просим Вас разрешить купить автоматы для механизированного снаряжения у немецкого профессора по снаряжению Мейснера.

На этом же совещании т. Ефимов, начальник отдела боеприпасов АУ инженер Могилевкин и заместитель его по химической части инженер Хренков высказались за то, что прекращать приемку снарядов не нужно, а можно приемку продолжать. Поэтому мы просим срочно рассмотреть этот вопрос о немедленном возобновлении приемки снарядов, иначе их накопилось громадное количество на снаряжательных заводах, где нет надлежащих условий для их долгого хранения и не исключена возможность взрывов и других неприятностей.

Начальник Главного управления боеприпасов НКТП Мартинович

АП РФ. Ф. 3. Оп. 46. Д. 337. Л. 40-47. Подлинник.