27 декабря 1934 г. — Письмо группы инженеров-химиков в ЦК ВКП(б) о проблемах в области производства боевых отравляющих веществ

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1934.12.27
Источник: 
Становление оборонно-промышленного комплекса СССР (1933-1937). М. 2011, стр. 336-337.
Архив: 
АП РФ. Ф. 3. Оп. 46. Д. 336. Л. 41-41 об. Подлинник.

27 декабря 1934 г. — Письмо группы инженеров-химиков в ЦК ВКП(б) о проблемах в области производства боевых отравляющих веществ¹*

27 декабря 1934 г.
Совершенно секретно.

За последние годы промышленность боевых отравляющих веществ добилась наряду со всей химической промышленностью значительных успехов. За 1932‑1934 гг. пущены следующие производства ОВ: а) ипритный цех в Березниках мощностью 9 тыс. т; б) ипритный цех в Сталинграде мощностью 9 тыс. т; в) цех фосгена в Сталинграде мощностью 4 тыс. т; г) цех фосгена в Чапаевске мощностью 2 тыс. т; д) производство дифенилхлорарсина на Дербеневском заводе им. Сталина (в порядке ассимиляции с производством красителей) мощностью 1600 т; е) производство адамсита на Кинешемском химзаводе мощностью 3 тыс. т. Готовы, но не пущены (отчасти из-за отсутствия средств, а также из-за дефицитности сырья) 3 цеха дифосгена и цеха хлорацетофенона на Угрешском и Рубежанском заводах. Мощность всех заводов по отравляющим веществам составляет в настоящее время около 56 тыс. т в год, т. е. больше, чем было выпущено Германией за все время последней империалистической войны.

Важнейшими видами сырья для ОВ являются: хлор, сера, мышьяк. Сведения о состоянии промышленности ОВ за границей у нас отсутствуют, во всяком случае, являются недостаточными для суждения о действительной мощности капиталистических стран по ОВ. Однако данные печати и отдельные сведения, полученные через IV Управление Штаба РККА (как правило, преуменьшенные), о производстве хлора, мышьяка и серы, показывают, что за границей имеет место гигантский рост промышленности ОВ. Если исходить из одинакового использования за границей в военное время хлора, как и в СССР (у нас из наличных 80 тыс. т хлора намечается 18% на производство иприта, 28% на хлорную известь, 14% на производство фосгена), то окажется, что США могут поставить в первый год войны 150 тыс. т иприта, Япония — 70 тыс. т, Германия — около 50 тыс. т.

Наши мощности по хлору составляют 80 тыс. т. По данным печати, мощность хлорных заводов США составляла в 1931 г. 340 тыс. т, Германии — 110 тыс. т, ожидаемая на 1935 г. мощность хлорных заводов Японии составит 150 тыс. т (по данным бюллетеня Главвоенмобупра НКТП мощность хлорных заводов Японии значительно выше). По мышьяку мощность наших заводов отстает даже от наличных мощностей по ОВ. Развитие мышьяксодержащих ОВ лимитируется также отставанием производства анилина. Нечего говорить об отставании нашей серной промышленности от таковой же в США, Италии и даже Японии (последняя добывает, по литературным данным, 110 тыс. т серы в год).

Уже выстроенные заводы, производящие ОВ, ощущают разрыв между производственными мощностями и подсобным хозяйством (пар, водоснабжение, электроэнергия, складское хозяйство, жилстроительство и т. д.). Некоторые заводы находятся в состоянии стройки в течение ряда лет и до сих пор не окончены (как пример можно привести фосфорный цех в Сталинграде, строящийся с 1931 г., снаряжательный цех в Чапаевске, реконструируемый в течение ряда лет). Особо неудовлетворительно положение со снаряжением, так как в настоящее время мы имеем фактически только одну большую снаряжательную станцию в Чапаевске и два небольших цеха в Дзержинске. Объем вложений последних лет не позволяет не только выстроить производство новых ОВ, но и привести в порядок наличные.

К части намеченного постановлением СТО № 85сс строительства до сих пор и не приступлено, начатое строительство чрезвычайно растягивается. Лучшим примером могут служить заводы № 96 и № 97, срок готовности которых определен во II квартале 1935 г., а на самом деле даже не заложено ни одного фундамента промышленного цеха. В результате растягивания строительства имеет место отставание новых производств от последних технологических достижений. Производство льюизита было проработано в 1930‑1931 гг., и до настоящего времени нет ни одной промышленной установки по льюизиту; нет также ни одной промышленной установки по синильной кислоте, а строящийся в Воскресенске цех синильной кислоты не обеспечен сырьем — цианистыми солями. Нет также промышленных установок по получению основного ОВ — иприта по методу Мейера (продукт значительно более высокого качества, чем обычно производимый по методу Левинштейна), установок по производству карбонила железа, а также нового оригинального ОВ — циангидрина, давшего при испытаниях положительные результаты.

Мы, работающие в течение ряда лет в области отравляющих веществ, считаем своим долгом указать на углубляющиеся разрывы: 1) между развитием химической промышленности вообще и производством боевых химических веществ в частности и 2) между развитием производства ОВ за границей и у нас, в СССР.

Инженер Карцев, член ВКП(б) с 1924 г., партбилет № 367660, тел. Ж-3-28-83. Трест ВХТОП

Инженер Адамский, член ВКП(б) с 1918 г., партбилет № 14958, тел. К-4-65-45. Главоргхимпром

Инженер Зубаровский, член ВКП(б) с 1919 г., тел. К-3-40-96. Трест ВХТОП

Инженер Горский, член ВКП(б) с 1919 г., тел Ж-1-20-20, доб. 48. Химзавод № 1

Инженер Бидинский, член ВКП(б) с 1919 г., тел. Ж-3-28-66. Химзавод № 1

Инженер Шапиро, член ВКП(б) с 1919 г., тел. Ж-1-28-28. Химзавод № 1

Примечание:

¹* Копии направлены С. Орджоникидзе и К. Е. Ворошилову.

АП РФ. Ф. 3. Оп. 46. Д. 336. Л. 41-41 об. Подлинник.