Записка заместителя наркома внутренних дел СССР Г.Е. Прокофьева в Политбюро ЦК ВКП(б) о мерах по обслуживанию «неуставных сельхозартелей» и «трудколоний». 9 июля 1935 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1935.07.09
Источник: 
Политбюро и крестьянство: Высылка, спецпоселение. 1930—1940 гг. Книга I. Москва. РОССПЭН 2005 стр. 677-679
Архив: 
АП РФ. Ф. 3. Оп. 30. Д. 197. Л. 61-63. Машинописный подлинник, подпись - автограф.

197-41

 [Секретно]

СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б),

тов. СТАЛИНУ.

ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА НАРОДНЫХ

КОМИССАРОВ СОЮЗА ССР,

тов. МОЛОТОВУ.

К началу весеннего сева 1935 года в кулацких поселениях имеется 1.271 неуставных сельхозартелей, объединяющих 445.000 человек. Посевная площадь в этих районах в 1935 году составляет 368.000    га, из которых 161.000 га освоена в результате раскорчевки и осушения таежно-болотных массивов в Северных окраинах. Из них - в Нарымском Севере 103.000 га, в Свердловской области 35 000 га, в Северном крае - 16.000 га, в Восточной Сибири 7.000 га. Кроме того, в Северном Казакстане разработано 90.000 га целинных степей.

Вселенный в 1930-32 годах в трудопоселения Нарымского Севера и Северного Казакстана, а также на Северном Кавказе кулацкий контингент с 1934 года полностью обеспечивает свои потребности в хлебе, фураже и овощах от своего урожая и участвует в государственных зернопоставках наряду с местным населением.

Семьи контингента, переданного промышленности, работая на артельных началах в подсобном сельском хозяйстве, также обеспечивают свои потребности в овощах.

Наряду с этим имеются отдельные районы Нарыма и Омской области[,] заселенные в 1931 году, а в особенности в местах позднейшего вселения (1933-34 года), где сельское хозяйство еще недостаточно развито. Необходимое расширение посевной площади в этих районах требует дальнейших капиталовложений на раскорчевку и осушение земель и продолжительного времени на их разработку и освоение.

Животноводство в районах трудовых поселений значительно отстало от полеводства, так как в первые годы вселения оно не имело кормовой базы и по этой причине завоз скота был ограничен. В Казакстане на 100 семейств приходится 24 головы крупного рогатого скота, в том числе молодняка. В Нарыме на 100 семейств 45 голов. Аналогичное положение в Красноярском крае и на Севере Омской области.

Строительство жилищ и хозяйственных построек в основном закончено. Однако из-за медленного восстановления капиталовложений в Северных окраинах и степных районах сельхозартели не смогут выплатить в короткий срок выданные на постройку жилищ и сельхозосвоение ссуды - по Нарыму 10.000.000 рублей, по Казахстану до 18.000.000 рублей.

Поэтому к сельскому хозяйству и животноводству этих районов (Нарым, Северный Казахстан, Красноярский край, Омская область) необходимо применить стимулирующие льготы и продлить сроки погашения ссуд[,] выданных на сельхозустройство и жилстоительство во всех районах трудпоселений. Необходимо также освободить трудпоселенцев Нарыма и Омской области от поденной платы за строительную древесину.

Кроме того, НКВД созданы спецколонии, состоящие из инвалидов и малотрудоспособного контингента[,] изъятого из промышленных хозорганизаций, не имеющие трудоспособных глав. Их сельское хозяйство имеет чисто потребительский характер и на ближайшие 3-4 года должно быть освобождено от всех налогов, сборов и госпоставок.

В промышленных предприятиях и новостройках находится бывших кулаков вместе с семьями 640.000 человек, из них в тяжелой промышленности 383.000 чел., в том числе 66.000 чел. на золотодобыче; в лесной промышленности - 179.000 чел.; в легкой промышленности, на транспорте и в других хозорганизациях - 78.000 человек.

Учитывая, что в 1935/1936 г.г. значительная часть трудпоселенцев[,] находящихся в трудпоселках с 1930/1931 г.г.[,] подлежит в соответствии с постановлением ЦИК Союза ССР от 27 Мая 1934 г. восстановлению в гражданских правах и что в результате мероприятий НКВД по освоению районов, отведенных для поселения кулаков[,] их хозяйственное устройство закончено, считаю необходимым дальнейшее административно-хозяйственное обслуживание трудпоселений к 1-му Января 1936 года передать соответствующим СНК Союзных и Автономных Республик, Краевым и Областным Исполнительным Комитетам. В районах, где имеется значительное число трудпоселенцев[,] не восстановленных в гражданских правах. Исполкомам для их обслуживания выделить специальных Уполномоченных из состава комендантов трудпоселков.

В соответствии с изложенным прилагаю проект постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б)29.

Зама. НАРОДНЫЙ КОМИССАР

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СОЮЗА СССР

Прокофьев

- Подпись Прокофьева вместо первоначально напечатанной подписи «(ЯГОДА)». Л. 61 - бланк НКВД СССР, дата впечатана в угловой штамп (число написано от руки). Штамп о принадлежности документа к делопроизводству заседания Политбюро, протокол №31, п. 120 (док. № 197-44).

-    ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 18 а. Д. 620. Л. 16-18. Другой экземпляр той же машинописной закладки. На л. 16 вверху штамп Секретного отдела Управления делами СНК СССР с входящим номером и датой «10 июля 1935 г.». Вверху рукописные пометы: «т, Чубарю», «от т. Прокофьева».

-    Л. 7—9. Машинописная копия того времени, изготовленная делопроизводством Управления делами СНК СССР. На л. 7 воспроизведен машинописью угловой штамп НКВД. Здесь же вверху напечатано:    «т.т. Чубарю. Яковлеву, Муралову, Гринько, Клейнеру.

14.VІІ.35 г. Б. Двинский» (подпись Двинского - факсимиле). Ниже рукописная помета: «т. Голштейн. АП». Внизу л. 7 рукописная помета: «Оригинал посл[ан] т. Гольштейн. Заключение т. Сулимова и НКВД. 16.VІІ.». Штамп Секретного отдела Управления делами СНК СССР с входящим номером и датой «1 авг[уста] 1935».

а Слово вписано от руки.

29    Обращение зам. наркома внутренних дел Г.Е. Прокофьева к руководству страны содержало просьбу о пролонгации имевшихся льгот и отсрочек по выплатам задолженностей и ссуд спецпереселенцев государству и ходатайство о сложении с НКВД обязанностей по административно-хозяйственному обслуживанию спецпоселений и передаче этих функций советским органам на тех территориях, где размещались поселения.

Просьба НКВД о предоставлении неуставным сельхозартелям ряда льгот, ранее не встречавшая возражений со стороны финансовых и заготовительных органов, на этот раз не была поддержана пред. Комитета по заготовкам И.М. Клейнером (См. л. 67 наст. дела). В начале ноября 1935 г. нач. ГУЛАГ М.Д. Берман направил письмо руководству НКВД, в котором просил повторно обратиться в директивные инстанции с целью одобрения предложенных НКВД «необходимых мер для дальнейшего укрепления хозяйства трудпоселенцев». Карательное ведомство выразило готовность принять замечания И.М. Клейнера, касающиеся некоторого уменьшения сроков пролонгации ряда льгот для спецпереселенцев (ГАРФ. Ф. Р-9479. Оп. 1. Д. 35. Л. 25). Решение второго вопроса - о передаче экономики и инфраструктуры спецпоселений (неуставных артелей) из ведения НКВД местным органам власти и управления - затянулось до 1938 г.