«Записка по прямому проводу» секретаря ЦК ВКП(б) Л.М. Кагановича и секретаря Северо-Кавказского крайкома ВКП(б) Б.П. Шеболдаева И.В. Сталину о выселении с Кубани единоличных и «кулацких» хозяйств. 21 ноября 1932 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1932.11.21
Источник: 
Политбюро и крестьянство: Высылка, спецпоселение. 1930—1940 гг. Книга I. Москва. РОССПЭН 2005 стр. 561-562
Архив: 
АП РФ. Ф. 3. Оп. 30. Д. 196. Л. 98-100. Заверенная машинописная копия, сделанная 24 декабря 1959 г.

196-63

С. Секретно

МОСКВА, ЦК ВКП(б) тов. СТАЛИНУ

Просим утвердить принятое постановление Бюро СК Крайкома о выселении из районов Кубани единоличных и кулацко-зажиточных хозяйств, злостно срывающих сев и отказывающихся от обработки земли. Каганович Шеболдаев.

Первое[:] в двухдекадный срок произвести выселение из районов Кубани 2 тысячи кулацко-зажиточных и единоличных семей, отказывающихся от обработки земли и злостно срывающих сев. Выселение произвести по 14-ти районам из 45-ти станиц, проявивших злостное сопротивление севу и являющихся в этом отношении ведущими в районах.

2.    Выселить указанные семейства в районы, согласованные с ОГПУ - 1.000 хозяйств в Северный край и 1.000 хозяйств на Урал50.

3.    Отбор выселяемых должен быть произведен по каждой станице районными тройками в составе пред. РИКа, секретаря райкома и уполномоченного ОГПУ.

До окончательного утверждения списки отобранных обсуждаются на собраниях колхозных ячеек[,] колхозных активов и заседаниях стансоветов с участием станичного актива. Окончательное утверждение списков выселяемых производится краевой тройкой. Ларин, Евдокимов, Кожевников.

4.    Вся операция по выселению производится ОГПУ, при этом выселяемые должны быть разделены на две группы - группу кулацко-зажиточных семейств, выселяемых по правилам, утвержденным для высылки кулацких хозяйств (по второй категории), и группу единоличных хозяйств, переселяемых и не лишаемых гражданских прав[;] соответственно этому ОГПУ должно определить порядок и правила устройства переселяемых в местах расселения.

5.    У выселяемых кулацко-зажиточных семейств конфискуется усадьба, орудия производства и другие предметы, предусмотренные положением о выселении по второй категории.

6.    У переселяемых единоличных семей (не являющихся кулацко-зажиточными) конфискуется только усадьба со всеми жилыми и служебными постройками.

7.    Лошади, рогатый скот, сложный сельскохоз. инвентарь передается в колхозы с оплатой по твердым ценам, а простой сельхозинвентарь и мелкий скот, превышающий норму, разрешенную к вывозу, также передается в колхозы с оплатой по твердым ценам.

8.    Переселяемые единоличные (не кулацко-зажиточные) семьи должны быть обеспечены из имеющихся в их хозяйстве продуктов 3-х месячным запасо[м] продовольствия, а также им разрешается вывоз 2 шт. мелк. скота и 2 шт. простого с. х. инвентаря, сверх того-плотницкий, столярный, кузнечный и слесарный инструмент, а также вещи домашнего обихода общим весом не более 70 пудов на переселяемую семью.

9.    Приемка конфискованного имущества и ответственность за сохранность живого и мертвого инвентаря выселяемых возлагается на стансоветы, которые сдают имущество на хранение в колхозы, впредь до передачи его вселяемым (в качестве паев). Контроль за точным учетом и сохранностью имущества возлагается на райисполкомы. Из конфискованного, подлежащего передаче в колхозы, имущества и скота покрываются обязательства данного хозяйства как по государственным платежам, так и по мясозаготовкам.

10.    Выселяемые семьи на месте обеспечиваются продовольствием и фуражем на все время пути следования, каковое берется из фонда конфискатов.

11.    Вместо выселяемых из Кубани вселить в соответствующие станицы колхозников из бывших районов Ставрополя и северных крестьянских районов края. Вербовку производить за счет демобилизованных красноармейцев, переменников, сельских коммунистов, комсомольцев, имеющих опыт ведения сельского хозяйства. Организацию переселения колхозников в станицы Кубани возложить на вышеуказанную краевую тройку.

-     На л. 98 в верхнем правом иглу штамп о принадлежности документа к делопроизводству заседания Политбюро, протокол № 123, п. 67/43 с рукописными датой «21.XI.32 г.» и пометой: «о[собая] п[апка]» под ним. На л. 100 внизу машинописная помета: «Оригинал записки находится в подлиннике протокола ПБ ЦК».

-    РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 166. Д. 482. Л. 34-36. «Особая папка» протокола заседания Политбюро. Заверенная машинописная копия того времени. На л. 34 вверху по центру карандашом: «от т.т. Кагановича и Шеболдаева». Здесь же вверху слева по тексту столбцом написано карандашом: «за Стал[ин], Каганович, Андреев, Орджоникидзе, Микоян, Куйбышев». Штамп о принадлежности документа к делопроизводству заседания Политбюро, протокол № 123, п. 67/43 с рукописными пометой: «о[собая] п[апка]» и датой «21.XI.32 г.» под ним.

50    Отступив от первоначального плана ОГПУ, в первой половине декабря 1932 г. крестьянские семьи из районов Кубани (всего 1992 семьи или 9442 чел.) высылали в Северный край (станция разгрузки Котлас) и Казахстан (станция разгрузки Осокаровка) (Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Т. 3: Декабрь 1930 - 1933 г. М., 2001. С. 584, 612).