Информационное сообщение № 1 о политическом состоянии Уральской области
Июнь-август 1927 г.
Общее политическое настроение рабочих удовлетворительное.
Основным моментом, определяющим политическое настроение широких рабоче-крестьянских масс Урала, является их отношение к войне.
Недовольства среди рабочих, имевшие место в течение последних месяцев, объясняются следующими причинами: во-первых, хозяйственными и финансовыми затруднениями промышленности, которые (затруднения) на рабочих отразились в форме несвоевременной и неполной выдачи заработной платы; во-вторых, не всегда правильным и умелым чисто административным подходом хозяйственных организаций в области проведения таких важнейших мероприятий, как рационализация производства, удешевление себестоимости, режим экономии и т. д.; в-третьих, «крестьянскими настроениями»: в группе новых рабочих, пришедших на завод из деревни, а также и среди части кадровых рабочих, еще не потерявших связи с деревней, которые вследствие чего летние отпуска провели в деревне, чувствуется влияние деревни; в-четвертых, бюрократизмом, волокитой, не всегда достаточной чуткостью и вниманием со стороны профсоюзных, хозяйственных н других организаций к нуждам, запросам, настроениям и предложениям рабочих, в частности к вопросам улучшения условий труда и технической безопасности.
Отношение к войне беспартийных масс В связи с последними политическими событиями (разрыв англо-советских отношений, убийство Войкова и т. д.) почти во всфх округах: проводились собрания рабочих и крестьян, на которых рассматривались вопросы международного положения и прорабатывалось воззвание ЦК ВКП(б) по поводу военной опасности. Материалы собраний и других источников характеризуют политические настроения в следующем виде:
Политические события вызвали большое оживление среди рабочих. Вопросы международно го положения обсуждались весьма активно.
Разрыв англо-советских отношений и убийство т. Войкова всеми рабочими рассматривалось как неизбежность и близость войны. В связи с этим на митингах и собраниях настроения большинства рабочих проявилось в таком духе: «Войны мы не хотим, нам нужен мир, но защищать октябрьские завоевания мы всегда готовы» (Златоуст, Тагил, Челябинск, Свердловск).
«До каких же пор сов. правительство будет терпеть подлости и нападки капиталистов» (Тагил ).
«Наше терпение имеет предел» (Челябинск). «Протестуем против провокаций английских капиталистов, заявляем, что трудящиеся СССР не хотят войны, но если она будет, — готовы встать на защиту СССР» (Ирбит. ОК).
Выступавшие рабочие одновременно говорили о необходимости немедленной подготовки к войне. Это стремление получило свое практическое разрешение в «неделю обороны». По данным по 1 сентября с. г. по всей области поступило на постройку Уральской эскадрильи «Наш ответ Чемберлену» 160.000 руб. За исключением отдельных случаев, отчисление носит единовременный характер, не превышая 2 процентов заработка. Есть случаи и продолжительных отчислений; так, Ирбитский окружком сообщает, что рабочие станции АЗАНКА** постановили отчислять от заработка в фонд «Наш ответ Чемберлену» полпроцента в течении всего 1927 года.
Настроение рабочих по возрастным группам
О настроении рабочих по возрастным группам, имеются сведения от Златоустовского окружкома, который по этому вопросу сообщает следующее: «Вопрос о войне особенно горячо обсуждала молодежь. Среди ее велись такие разговоры: Наконец-то нам представляется случай расправиться с империалистами.
Многие из молодых рабочих выражали желание проситься в войсковые части и на фронт без всяких медицинских осмотров и прохождения различных комиссий.
За войну высказывались и рабочие средних возрастов, но при этом выражали опасение, что наш союз в смысле подготовленности в техническом отношении значительно ниже капиталистических государств, а следовательно, пока пролетариат этих государств сумеет организованно оказать противодействие этой войне, — мы можем быть побеждены химической войной.
Рабочие старших возрастов часто высказываются с боязнью о войне потому, что она опять принесет разорение, будут недостатки и всяческие лишения».
Отрицательные настроения среди рабочих наблюдаются как циничные явления. Все они сводятся к следующему:
«В случае войны рабочие на таковую не пойдут, т. к. они убедились в прелести Советской власти, которая сама стремится затеять войну, видя безвыходность своего положения» (Челяб. ОК).
Рабочий Златоустовского механического завода среди группы рабочих говорил:
«Пусть теперь меня позовут на войну, что из меня получится? Защищать я, как и многие другие, не буду. Нет больше дураков, довольно позащищали и хватит, а что мы за это получили? Ничего. Много хуже живем, чем при царском режиме».
В том же заводе рабочий мартеновского цеха среди группы рабочих сказал:
«Соввласть рабочим опротивела, т. к. инициативу рабочих сводят на нет. Рабочий живет в настоящее время гораздо хуже, чем при царе. Для рабочего двери кругом закрыты, куда бы он не пошел. Среди самих коммунистов начался раскол, скоро будет война, Советы раздавят, а на место их из-згРграницы приедет Чернов8 и тогда легче будет рабочему и крестьянину».
«Это власть не рабочих, хотя у власти и партийцы, но они добились хорошего жалованья и спасают свое благополучие». (Челяб. ОК).
«В случае войны пусть воюют одни коммунисты, а мы будем их бить сзади» (Златоуст. ОК).
«В Москве убит Рыков, скоро приедут к нам в Оимский завод и перебьют всех коммунистов» (Златоуст. ОК).
«Если будет с Англией война и рабочим дадут в руки оружие, то в первую очередь расправимся с коммунистами» (Златоуст. ОК).
«Почему так долго нет войны? Все равно пойдем воевать, это не житье при Сов. власти. Но воевать пойдем не на Англию, и сначала надо побить своих (коммунистов). Внутри СССР не пройдет без войны» (Свердловский ОК).
«Вы слышите, как врет докладчик, одурачивает нашего брата. Но теперь мы умны и воевать не заставишь. Вначале мы перебьем тех, кто растащил по карманам всю Россию (коммунистов). Крестьяне и рабочие воевать не пойдут. Прет их Англия, потому они и обращаются с призывом. Мы готовы перебить вас, воевать же с Англией не пойдем, она нам друг и союзница» (Свердловский ОК).
Причем надо отметить то, что как пораженческого, так и контрреволюционного характера настроения и разговоры наблюдаются исключительно среди тех рабочих, которые ранее состояли в тех или иных политических партиях (главным образом, меньшевики).
В связи с последними международными политическими событиями и оживлением контрреволюционных элементов в центре СССР (взрыв делового клуба в Ленинграде, заговор в Москве) отмечаются случаи провокации и на Урале — такого характера:
«В Златоустовском округе неизвестным гражданином был вызван по телефону Усть-Катавский завод и ответившему по телефону с завода предложено было предупредить партийную организацию и рабочих о том, что война объявлена. Предупреждение это было сделано от имени секретаря обкома т. Шверника*, разговаривавшего якобы из окружкома.
Такой же разговор был с жел. дор. станции Усть-Катав с Юрюзанью.
Подобные случаи имеют реальные последствия. Юрюзань — часть лесозаготовителей оставили работу, торопясь до объявления мобилизации.
Такие же разговоры у возвратившихся в деревню были и среди группы строителей ст. Златоуст» (Из докладной записки Злат. ОК).
Надежды на китайскую революцию
На этом вопросе мы останавливаемся только в связи с международными осложнениями. Обсуждая вопрос о военной опасности, рабочие тесно связывают вопрос китайской революции с вопросом защиты нашего пролетарского государства. Видя в китайской революции своего союзника, рабочие высказывали такие взгляды:
«Нас полторы сотни миллионов, да в Китае 400, это составит громадную силу. Нужно совправительству разрешить русским добровольцам поехать в Китай» (Злат. ОК).
В связи с такими настроениями рабочие предлагали ускорить победу китайской революции вооруженным вмешательством с нашей стороны:
«Если нам выгодна победа китайской революции, почему бы нам не использовать момент (а такие, вероятно, были) и оказать Китаю помощь военной силой» (Злат. ОК).
Эти настроения нашли свое отражение также и в многочисленных просьбах рабочих об отправлении их в Китайскую армию (Надеждинск).
Антисоветские настроения среди рабочих
Выше мы уже приводили отдельные случаи недовольства рабочих. Как эти, так и другие недовольства, о которых мы будем говорить ниже, возникали, главным образом, на почве плохого материального положения, сокращения штатов, отсутствия «равенства» и различных недочетов некоторых организаций.
Антисоветские настроения, за исключением одного случая, носили характер «кулуарных» разговоров, имевших отклики в небольших группах рабочих. Они сводятся к следующему:
«Плохо стало жить при соввласти, раньше жилось лучше, сейчас живут хорошо коммунисты, да и инженеры» (Злат. ОК).
«В Китае творится по-хорошему: коммунистов начали бить, а теперь весною у нас начнется война и нашим коммунистам не устоять: сломят себе голову» (Челяб.ОК).
«Парторганизации жмут рабочего, дойдет это до того, как было раньше, когда царь жал рабочий класс и его убрали. Оппозиция говорит надо гнать бюрократов палкой, а ничего не делается. Кругом рабочих обманывают» (Дробянский завод).
Открытое антисоветское настроение было проявлено одним рабочим Злат, механич. зав, на рабочей конференции, который сказал следующее:
«Рабочий класс в настоящее время превращен в мишень, которую информируют, но которой не дают участвовать активно и самостоятельно в строительстве своей жизни,
хозяйства. Нам обычно говорят только после того, что делается и что уже проведено в жизнь. Нами опять управляют господа инженеры и техники, получающие сотни рублей в м-ц, а с рабочего только и знают, что дерут налоги и всячески стремятся урезать его зарплату».
Как реагировала на это выступление рабочая конференция, нам неизвестно, т. к. сведений от окружного комитета не получено.
* Шверник Николай Михайлович (1888-1970), государственный и политический деятель. В 1925-1927 гг. секретарь Ленинградского обкома и ЦК, в 1927-1928 гт. секретарь Уральского обкома ВКП(б). Позднее председатель ВЦСПС, в 1941-1945 гг.председатель Совета по эвакуации, в 1946-1953 гг. председатель Президиума Верховного Совета СССР.
** Азанка — железнодорожная станция в Свердловской области.