Записка инструктора ЦК ВКП(б) по Западной Сибири Грановского Л.М. Кагановичу и П.П. Постышеву о проведении экспроприации и выселения «кулацких хозяйств». 9 мая 1931 г.
194-94
С. Секретно
Секретарям ЦК - тов. Кагановичу тов. Постышеву.
В соответствии с решением Политбюро Бюро Западно-Сибирского Крайкома вынесло решение: «Провести в период с 10-го мая по 10-е Июня с. г. экспроприацию и выселение кулацких хозяйств, исходя из расчета 40 тыс. хозяйств». Установленный ими срок, мне кажется, неудачным в разгар сева, особенно учитывая[,] что в деле подготовки к севу у Сибири довольно большие прорывы. В этом же решении: «Экспроприации не подлежат: а) хозяйства красных партизан, действительных участников гражданской войны (участвовавших в боях, имеющих ранение или другие заслуги), хозяйства, имеющие членов семьи, находящиесяа сейчас в Красной армии; б) все иностранно-подданные; в) кулаки-татары, бухарцы»76. Такое недостаточно четкое перечисление категорий, не подлежащих выселению, может вызвать целый ряд перегибов в отношении середняков и бедняков. При проведении в январе-феврале таких операций (выселение чегоб 700 кулацких хозяйств) имело место ряд перегибов77. Районные организации еще слабо знают кулацкую часть деревни.
К сожалению, уже поздно ставить вопрос о сроке (мы получили протокол Крайкома только 8/V). Тем более нужно срочно указать Сибкрайкому на:
а) необходимость наряду с проведением операции крепче мобилизовать парторганизации на сев и подготовку к уборке;
б) Дать более четкую инструкцию, обеспечивающую от перегибов в отношении середняка;
в) Жестче поставить вопрос об ответственности работников и организаций за перегибы.
Ответственный инструктор ЦК по Зап[адной] Сибири Грановский
9/V-31 г.
- Вверху слева рукописные пометы: «Кулац[кая] комиссия»: «Решение кулацкой комиссии»: «Письмо»: «Не было перегибов. Лишенцы, красн[ые] партизаны. Протокол ПБ о кулаках».
а-б Так в документе.
76 Постановление Запсибкрайкома партии от 27 апреля 1931 г. см.: Спецпереселенцы в Западной Сибири. Весна 1931 - начало 1933 г. Новосибирск, 1993. С. 94-98.
77 Речь идет о проведенной спецорганами Западной Сибири локальной высылке крестьян во второй половине января - начале февраля 1931 г. из 21 района края в уже существующие спецпоселки региона. Предстояло депортировать 725 семей (3340 чел.), однако в ходе проведения операции часть семей бежала, другая часть была «отсеяна» чекистами уже на сборных пунктах, через которые в итоге прошло ок. 700 семей, или 3 072 чел. В информсводке от 16 января 1931 г. полпред ОГПУ по Запсибкраю Л.М. Заковский выделил особый раздел «Ненормальности в ходе выселения кулачества», в котором в качестве распространенного «искривления классовой линии» отмечалось стремление местных работников «подвести под экспроприацию середняков». Л.М. Ваковский особое внимание акцентировал на проявлении «в ряде случаев излишней торопливости отдельными работниками, которые, не дожидаясь решения районной пятерки, приступают к экспроприации кулацкого имущества, преждевременно арестовывают намеченных к выселению с целью предупреждения бегства и т.д., а впоследствии оказывается, что по тем или иным причинам они (распроданные и арестованные) пятеркой не утверждаются (многосемейность, принадлежность к бывшим красным партизанам и т.д.)» (Трагедия советской деревни... Т. 3. С. 65).