Записка Н.И. Ежова И.В. Сталину об откликах сотрудников иностранных посольств и иностранных подданных на процесс по делу антисоветского право-троцкистского блока. 5 марта 1938 г.

Реквизиты
Направление: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1938.03.05
Источник: 
Процесс Бухарина. 1938 г.: Сборник документов. — М.: МФД, 2013, стр. 787-789.
Архив: 
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 171. Д. 403. Л. 106. Подлинник. Машинописный текст на бланке НКВД СССР с указанием даты и делопроизводственного номера, подпись Н.И. Ежова, подчеркивание неизвестного. Л. 107—111. Заверенная копия. Машинописный текст.

5 марта 1938 г.

№ 101568[1]

Совершенно секретно

СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б)

товарищу СТАЛИНУ

Направляю сводку об откликах сотрудников иностранных посольств и иностранных подданных на процесс «право-троцкистского блока» [2].

НАРОДНЫЙ КОМИССАР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Союза ССР

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КОМИССАР ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ЕЖОВ

 

Совершенно секретно

Сводка

об откликах среди иностранных подданных на процесс 

«право-троцкистского блока»

ОКСЕНБЕРГ (американский подданный, проживающий в гостинице «Метрополь»). «Их всех надо расстрелять и это они заслужили, ведь они же  выдавали государственные секреты. Очень дорого будет стоить Советскому Союзу все это изменить. Я не могу понять, почему они сознавались, они могли бы этого и не делать. Это будет не последний процесс. Троцкий еще жив и будет продолжать вести вражеские дела против Советского Союза, он хочет быть диктатором в России».

ГЕЛЛЕР (чехословак, американский подданный, проживающий в гостинице «Метрополь»). «Предателей нужно строго наказать, они очень много вреда и ущерба принесли Советской стране. Я слышал много о других процессах в Советском Союзе и был поражен тем, что обвиняемые натворили. Американцы в Москве мне рассказывали, что делают в Советской стране со шпионами и вредителями.

Доказано ли, что обвиняемые отравили ГОРЬКОГО и других, и имеются ли их показания? Не с немецкими ли фамилиями они были связаны?

Они хотели, вероятно, власти. Я не понимаю, как могли интеллигентные люди делать такие преступления, а потом во всем сознаваться. За границей очень редко бывает, чтобы обвиняемые сознавались».

БЕЙЛИ (английский подданный, проживающий в гостинице «Метрополь»). «Я не поражен, что это (троцкистско-бухаринская банда) есть в Советской стране. Это еще будет не только в СССР, но и в других странах, пока существуют Гитлер, Муссолини и японцы. Мерзавца Гитлера надо убрать, он везде лезет. Фашизм нам не нужен».

СКОТТ (помощник коммерческого атташе английского посольства). «...Что удивляться, у вас в каждом учреждении сидят двурушники».

АБДУЛ-ГУСЕЙ-АЗИС (афганский посол). Просил своих сотрудников детально переводить на английский язык весь процесс, как он напечатан в русских газетах. Посол высказал свое удивление тем, что БУХАРИН и другие были активными контрреволюционерами еще в 1918 г. и что «до сих пор за ними ничего не замечали, а в последнее время сразу вдруг всех раскрыли».

Далее посол заявил: «Число лиц, которые оказываются противниками Советского правительства, все увеличивается, и неизвестно, в какую сторону выльется эта внутрипартийная борьба».

По поводу сообщений о процессе немецких газет посол сказал: «Конечно, немецкие газеты многое прибавляют, но много правды в их статьях тоже есть. Будет не удивительно, если в ближайшем будущем вдруг объявят, что ЛЕНИН не сам умер, а его убили, и интересно знать, кого постараются обвинить в этом убийстве?»

Посол не верит в то, что ЛЕВИН, ПЛЕТНЕВ и КАЗАКОВ умертвили ГОРЬКОГО, МЕНЖИНСКОГО и КУЙБЫШЕВА. Он говорит, что это «нарочно сгущают краски, чтобы вооружить население против обвиняемых».

ЮНУС-ХАН (секретарь афганистанского посольства, афганский подданный). «Афганцев процесс мало интересует, так как он ничего нового в смысле изменения их мнения не дает».

Далее ЮНУС заявил: «Я в Москве уже давно, многое видел и слышал, и это не первый процесс. В нем так же, как и в предыдущих процессах, перед судом пройдут люди, доведенные до слабости, до изнеможения бесконечными допросами и, кто знает, может, и другими какими-либо методами, смотреть на эти тени вовсе неинтересно».

МИТЛЕР ЛОРА (сотрудница афганистанского посольства, австрийская подданная). МИТЛЕР ЛОРА по-прежнему стремится попасть на процесс. По этому вопросу МИТЛЕР говорила с послом и первым секретарем посольства, но последние отказали в посылке ее на процесс, заявив, что все это их мало интересует.

Возмущаясь этим, МИТЛЕР заявила: «Что они, боятся что ли, что их заденут на процессе? Так если захотят, все равно заденут, будут они присутствовать на процессе или нет.

Вот японское, польское, германское посольства затронули, и все-таки они посещают процесс, потому что хотят все видеть и знать, как выглядят обвиняемые, как они держатся, что говорят. В какой степени раскрыто участие Германии, Японии, Польши в этом заговоре? Они должны быть в курсе дела. А эти афганцы ничем и никем не интересуются».

Далее МИТЛЕР сказала, что ей больше всего хотелось бы видеть ЛЕВИНА и посмотреть, что с ним сделали, заявив тут же: «КРЕСТИНСКИЙ молодец, что не сознается».

ВЕБЕР И. (австрийский подданный, проживающий в гостинице «Советская»). «Я считаю, что подсудимые все же умные люди. К примеру, КРЕСТИНСКИЙ не дает себя путать. Прокурору ВЫШИНСКОМУ надо быть еще умнее, чтобы выявить подробности дела».

ПОМ. НАЧ. 2 ОТДЕЛА ГУГБ НКВД

КАПИТАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПОДСОТСКИЙ



[1] Делопроизводственный номер и дата вписаны секретарем.

[2] Подчеркнуто горизонтальной линией (синий карандаш).