Письмо секретаря Северного крайкома ВКП(б) С.А. Бергавинова секретарю ЦК ВКП(б) В.М. Молотову. 15 апреля 1930 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1930.04.15
Источник: 
Политбюро и крестьянство: Высылка, спецпоселение. 1930—1940 гг. Книга I. Москва. РОССПЭН 2005 стр. 218
Архив: 
АП РФ. Ф. 3. Оп. 30. Д. 194. Л. 15. Машинописный подлинник на бланке Северного крайкома ВКП(б), подпись - автограф.

194-17

Уважаемый Вячеслав Михайлович!

Как мне передают, приезжающие из Москвы, слухов там о наших «переселенцах» уйма.

Конечно, в таком политически важнейшем и массовом деле не все будет так, как-бы хотелось. Дело, с точки зрения «человеческой», не легкое.

Живут семьи в бараках не худших, чем армия во время войн и мобилизации. Смертность детей - от кори - значительная (до 30 % от больных), но вряд-ли можно избежать при такой скученности, избежим этого лишь при отправке летом в места постоянного жительства23.

Взрослое трудоспособное население в подавляющем большинстве находится на работах (строительстве) в местах для постоянного жительства, где должны начать строить себе поселки.

Москва начинает сейчас нам помогать (НКЗдрав, Шмидт и т.д.), кроме НКТорга, продовольствия у «переселенцев» хватит максимум на 7-10 дней, а НКТорг наши заявки маринует! Хлеба мы у себя найдем, а остального, МИНИМУМА нет, это плохо!24

Доклада подробного не смог выслать, «задергался» с лесозаготовками и сплавом, вышлю уж как вернусь с Вологды, куда выезжаю завтра направить там руководство и по делам Комиссии, созданной Политбюро.

Архангельск от «переселенцев» почти разгрузили, чтобы к приходу иностранных судов не было в городе «переселенцев».

Искренне уваж[ающий] Вас  С. Бергавинов

П. С. Посылаю Вам снимки наших бараков для «переселенцев», которых мы выстроили за 35 дней свыше тысячи шт., вместимостью до 75 тыс. семей, стоимость барака обошлась 3 руб. на человека. Темп строительства вышел не худой, аи все же от этих «гостей» пока нам не легко!6

- Штамп о принадлежности документа к делопроизводству заседания Политбюро, протокол № 124, п. 54 (док. № 194-18). Вверху слева рукописные пометы: «Пов. В 2-х экз. <.. >в»; «п. 15». Гриф секретности отсутствует.

а-6 Вписано от руки С.А. Бергавиновым.

 в Подпись неразборчива.

23    По состоянию на начало мая 1930 г. среди госпитализированных спецпереселенцев (ок. 1100 чел.) дети составляли до 40 %. Однако их доля среди умерших с 20 апреля по 1 мая достигла 70 % (128 из 185 чел.). В поселках свирепствовали такие инфекционные заболевания, как тиф, оспа, дифтерит, дизентерия, но особенно много было больных скарлатиной и корью, преимущественно детей (ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 8. Д. 206. Л. 415).

24    Продовольственное снабжение спецпереселенцев Северного края возлагалось на НКТ РСФСР (зам. наркома Чухриту). В справке, подготовленной для руководства ОГПУ, начальник опергруппы С. В. Пузицкий сообщал о предпринятых чекистами мерах по ускорению решения данного вопроса. 27 февраля 1930 г. на совещании в НКТ снабженцы предложили обеспечивать вселяемых в Севкрай «кулаков» через налаженный канал снабжения лагерей особого назначения (ЛОН). Однако поскольку «контингенты» лагерников были на тот момент незначительными по сравнению с «кулацкими», то запасы ЛОН были использованы только на первое время и взаимообразно (капуста и лук). 8 марта Чухрита издал распоряжение об отпуске для «кулаков» Северного края продовольствия на шесть месяцев. Посланная в край 16 марта для ознакомления с положением высланных комиссия ОГПУ на месте выяснила, что «из занаряженного НКТ продовольствия ничего не прибыло и что взятое с собой кулаками продовольствие уже подходит к концу... В результате нажима ЭКУ на хозорганизации, которым было передано выполнение нарядов НКТ на продовольствие для переселяемых в Севкрай кулаков, к 26-му марта уже большая половина занаряженного продовольствия в Севкрай была отгружена» (ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 8. Д. 329. Л. 50-52).

Для «кулаков» наркоматом торговли были установлены следующие нормы продовольствия на 1 чел. в сутки: мука - 202 г (вместе с подболточной), крупа - 20 г, сахар - 6 г, чай - 3 г, соль - 7 г, рыба - 75 г, капуста - 100 г, картофель - 195 г, лук - 15 г. Для детского питания (до 12 лет) дополнительно предусматривалось выделение 6 г сахара, 7 г растительного масла. Однако 17 апреля НКТ уведомил о значительном уменьшении муки для снабжения спецпереселенцев края «вследствие напряженности хлебных ресурсов» (с 8.000 до 3886,6 т). Это означало угрозу дальнейшего урезания и без того предельно низкого хлебного пайка (мнение чекистов было поддержано Севкрайторготделом, считавшим, что отпуск муки на 1 чел. в сутки не мог быть ниже 220 г), и только после вмешательства директивных органов 25 апреля НКТ оставил прежние нормы снабжения хлебом (Там же).

Сотрудник опергруппы ОГПУ Виньке, представлявший ведомство на совещаниях в НКТ, считал необходимым изыскивать дополнительные способы пополнения рациона питания ссыльных крестьян: «Принимая во внимание: 1. Неотпуск овощей (предположенных дать по норме на одного человека 195 грм. картофеля и 100 грм. капусты в сутки); 2. Вообще значительно урезанный паек и 3. То, что высланные кулаки летом будут заняты на работах по постройке себе жилищ, по подготовке пашни и т.д., необходимо дополнительно отпустить для вселенных кулаков ячмень для соответствующей переработки таковой на крупу (исходя из нормы по 50 грм. на человека в сутки)» (Там же. Д. 338. Л. 47).