Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) о создании комиссии для проверки состава высланных в Северный край крестьян. Из протокола Политбюро № 122, п. 1 от 5 апреля 1930 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1930.04.05
Источник: 
Политбюро и крестьянство: Высылка, спецпоселение. 1930—1940 гг. Книга I. Москва. РОССПЭН 2005 стр. 195
Архив: 
АП РФ. Ф. 3. Оп. 30. Д. 194. Л. 4. Машинописная выписка на бланке ЦК ВКП(б).

194-2

Строго Секретно

1. Предложение тов. Калинина.

(т.т. Сталин, Калинин).

Создать комиссию в составе т.т. Бергавинова (председатель), Толмачева, Тучкова (ОГПУ) и Еминаа (НКЮст) для проверки состава, высланных по ошибке в Северный край по рубрике кулаков, середняков и бедняков для сообщения в ПБ результатов своей проверки3.

Секретарь ЦК

—  Вверху напечатан адрес рассылки: «т.т. Толмачеву, Тучкову, Елинуб, Бергавинову» (последняя фамилия написана от руки).

а-б Так в документе, следует Еремина.

3    В комиссию Политбюро под руководством секретаря крайкома ВКП(б) Северного края С.А. Бергавинова вошли нарком внутренних дел РСФСР В.Н. Толмачев, руководящие работники ОГПУ Е.А. Тучков и НКЮ РСФСР Еремин. Для рассмотрения жалоб на неправильное выселение было образовано пять окружных подкомиссий, одну из которых (Вологодскую) возглавлял сам С.А. Бергавинов, а Архангельскую - B. Н. Толмачев. Комиссии работали в округах до конца апреля. Жалобы поступили от 35 тыс. из более чем 46 тыс. высланных семей. Комиссиями было рассмотрено 23 360 заявлений. В процессе работы выявились острейшие разногласия между членами комиссии - В.Н. Толмачевым и C. А. Бергавиновым. Как отмечал В.Н. Толмачев в письме зам. председателя СНК РСФСР Д.З. Лебедю, «по сведениям, полученным из местных источников, среди высланных насчитывается от 25 до 35 % неправильно высланных (середняки и бедняки)». В целом же окружные комиссии зафиксировали 10 % неправильно высланных и ок. 12 % вызывающих сомнение в правильности высылки. Мнение В.Н. Толмачева о том, что доля неправильно высланных составляет от 25 до 35 %, поддержал Еремин.

С.А. Бергавинов же при поддержке Е.А. Тучкова настаивал на другой оценке: 6 % неправильно высланных и 8 % - «сомнительных». В докладной записке в Политбюро от 8 мая 1930 г. С.А. Бергавинов выдвинул против В.Н. Толмачева политическое обвинение: «...ясно как пить дать, что у т. Толмачева и плетущегося за ним Еремина не только либеральный подход, а нечто большее, которое не укрепляет позиции партии в этом поистине историческом деле (а не "операции" как говорит Толмачев) ликвидации кулачества» (Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы. 1927-1939: В 5 т. / Т. 2: Ноябрь 1929 - декабрь 1930. М., 2000. С. 434). Политбюро согласилось с оценкой С.А. Бергавинова - 6 % высланных «неправильно». Из этой группы вернуться на родину было разрешено только участникам гражданской войны, семьям красноармейцев и красных партизан, всего 1390 чел. Остальные 26 500 чел. из числа признанных «неправильно раскулаченными» были оставлены на вольное жительство в Северном крае без права выезда из него (фактически на вольное поселение). На Урале группа «неправильно высланных», которым было разрешено возвратиться на родину, составила ок. 3 тыс. чел. (См. об этом: Ивницкий Н.А. Введение // Трагедия советской деревни... Т. 2. С. 26).