Импорт пищевой и сельскохозяйственной продукции

II. Импорт пищевой и сельскохозяйственной продукции.

Для нахождения доли импорта в снабжении страны пищевыми продуктами было сделано три общих массива показателей (кроме рассмотрения  импортозависимости по отдельным товарам):

а) внешняя торговля пищевой и сельскохозяйственной продукцией и валовая продукция пищевой промышленности. Неточность показателя заключается в том, что продукция пищепрома не учитывает продукцию сельского хозяйства и продукцию, потреблённую непосредственно без переработки (яйца, молоко, мясо и т.д.), в т.ч. нереализованную продукцию хозяйств населения. А импорт учитывает все ввезённые продукты питания.

Рисунок 2. Доля импорта в потреблении продукции пищевой промышленности (в стоимостном выражении) в 1923-1990 г.г., %.

б) второй показатель – доля импорта в товарных ресурсах торговли продовольственными товарами народного потребления. Более точная характеристика импортозависимости в пищевых продуктах. Однако, стоит иметь в виду, что в нём по-прежнему не учтена не реализованная, но потребленная продукция сельского хозяйства и продукция хозяйств населения. Показатель не учитывает возможное превышение экспорта продуктов питания над импортом.

Рисунок 3. Доля импорта в товарных ресурсах торговли продовольственными товарами народного потребления в 1960-1988 г.г., %.

в) последний показатель импортозависимости в еде – сравнение внешней торговли с/х продукцией в сумме производства пищепрома и сельского хозяйства.

Эта цифра не содержит недоучёта внутреннего производства. Зато учтено производство продуктов населением. Также включает в себя производство кож, кормов и шерсти, вовсе не употребляемых человеком в пищу. Однако оценить производство лишь продуктов питания сельским хозяйством вряд ли представляется возможным.

Рисунок 4. Доля импорта в потреблении продукции пищевой промышленности и сельского хозяйства (в стоимостном выражении) в 1923-1990 г.г., %.

Исходя из данных рисунков 2-4: импортозависимость в целом по продуктам питания в СССР была невелика и обнаружилась с конца 60-х г.г. Снижение цен на нефть в 1985-86 г.г. оказало значительное влияние на внешнюю торговлю продуктами в сторону снижения импорта.

Как видно, перечисленные выше методы дают совершенно разные оценки импортозависимости по еде. Выбор метода обуславливается тем, что в результате хочется увидеть наблюдателю. Автор считает, что последняя оценка, графически изображённая на рисунке 4, является наиболее приближенной к реальности.

Примечания: 1) за 1975-1979 показатель "продовольственные товары" учитывает и мукомольно-крупяную и комбикормовую промышленность;

2) внешняя торговля пищевкусовой продукцией в 1921 учитывает безвозмездную гуманитарную помощь голодающим.

г) импортозависимость по отдельным пищевым продуктам.

Рисунок 5. Мясо и мясные продукты, мясные консервы – импортозависимость, %.

Импорт мяса и мясопродуктов был невелик. Исключая, разумеется, период Великой Отечественной войны. 5% импорта – отвечает даже современным далеко не очень жёстким требованиям доктрины продовольственной безопасности России. Практически весь импорт мяса и мясопродуктов к концу существования СССР приходится на страны СЭВ (крупнейшими поставщиками были Венгрия и Румыния) и Китай. Частный случай мяса и мясопродуктов – мясные консервы, завозимые во времена СССР основном из Болгарии.

Отдельно выделены мясные консервы (показатель учтён в строчке «мясо и мясопродукты»). В 1945 доля импорта мясных консервов достигла 80% потребления (Ленд-Лиз).

Примечание: внешняя торговля мясом в 1926-1929 учитывает и живых животных.

Рисунок 6. Молочные продукты – импортозависимость, %.

Как видно из рисунка 6, импорт молочных продуктов и сыров в целом был невелик и по размерам не превышал статистической погрешности. В период ВОВ импорт молока и молокопродуктов был максимален – до 6,59% в 1944 году. Однако, доля импорта масла и сыра в потреблении была ещё больше (см. рисунок 6).

Закрытие 10-20% потребности импортом – обычная ситуация 80-х г.г. Основными поставщиками были капиталистические страны: Франция, Новая Зеландия, Нидерланды (не каждый год впрочем, как и Ирландия).

В целом ситуация с импортозависимостью молочных продуктов в СССР была удовлетворительной.

Рисунок 7. Мука, крупа – импортозависимость, %.

Импорт муки в СССР был невелик даже самые тяжёлые годы. Импортозависимость по крупам же в отдельные годы достигала 25%. Основные поставщики (как правило, это рис): Индия, Бирма и Таиланд.

Примечания:1) производство муки принято в 80-е г.г. ориентировочным на уровне 42 млн. т ежегодно (уровень производства 70-х г.г.);

2) производством круп в ряде случаев считается сумма урожаев проса, гречки и риса. Цифра производства получается завышенной, однако иной статистики данного показателя нет.

Рисунок 8. Растительные масла, кондитерские изделия, сахар – импортозависимость, %.

Источником импорта сахара (сырца) для СССР последние 30 лет существование была дружественная Куба, гораздо менее – Бразилия. Рафинированный сахар в относительно небольших против производства количествах ввозился из Франции.

Импорт 10-20% от потребности растительного масла к концу существования Союза осуществлялся из капиталистических стран, крупнейшим поставщиком из которых являлась Аргентина.

Рисунок 9. Соль, макаронные изделия, маргариновая продукция – импортозависимость, %.

Внимание к рисунку 9 может привлечь только размер импорта в потреблении маргариновой продукции в годы войны. В остальном Союз обеспечивал себя сам.

Рисунок 10. Чай, сигареты, рыба и рыбопродукты – импортозависимость, %.

В годы существования СССР были сделаны большие успехи в обеспечении страны чаем. С конца 30-х г.г. доля импорта не превышала 30% в потреблении. Импорт не прекратился в основном в связи с невысоким качеством собственного продукта. С 60-х годов доля импорта вовсе упала до 5-10%, и лишь в конце 80-х г.г., с началом Перестройки, импорт снова перевалил 10-процентную отметку.

В рамках международного разделения труда в соцлагере Болгарии отвелась роль производителя табачной продукции. Она же являлась основным импортёром сигарет в Союз с основания СЭВ.

Хотя экспорт рыбы обыкновенно превышал её импорт в СССР, можно отметить, что основными поставщиками в 80-е годы были США, Великобритания и Исландия. Потребителями же советской рыбы в основном являлись страны соцлагеря, развивающиеся страны и Япония.

Рисунок 11. Картофель, овощи и бахчевые, яйца и яйцепродукты, зерно - импортозависимость, %.

Ситуация с импортом яик и овощей ввиду небольших размеров торговли особого рассмотрения не требует (кроме разве периода ВОВ). А вот импорт зерна – весьма популярная тематика. Не смотря на большие размеры импорта в физическом и денежном выражении, доля импорта в потреблении зерна была не очень невелика. Основными поставщиками были США и Канада. Меньше: Аргентина, Австралия, Венгрия, Китай и Франция.

Примечание: 1 яйцо = 11,417 г. порошка. 1000 т порошка = 87,588 млн. яик (для переводов в разные единицы измерения в период 1941-1945 г.г.). 1 яйцо = 60 г. (для переводов в разные единицы измерения в период 1929-1934 г.г.).

В целом можно сделать вывод, что экономика СССР была достаточно закрытой. Вопреки расхожему мнению о засилье импорта импорт пищевкусовых товаров был мизерным по сравнению с внутренним производством. Да и имеющий место быть импорт после основания СЭВ в основном шёл из этих стран и других дружественных стран соцлагеря. Только зерно, растительное и сливочное масла ввозились из капиталистических стран. Доля импорта в их потреблении, как следует из графиков, никогда не была критической.

На всех графиках заметно, что Великая Отечественная Война наложила отпечаток на импортозависимость по ряду продуктов питания. Если до войны импорт мяса и круп, молока и масла (растительного и сливочного), сахара и яиц практически отсутствовал или покрывался экспортом, то после войны импорт этих товаров стал довольно обычным явлением. Причина лежит на поверхности.

Вернуться в раздел "Часть II. Импортозависимость СССР"