Импорт непродовольственных товаров

III. Импорт непродовольственных товаров.

Рисунок 12. Кожаная обувь, стиральные машины, холодильники и морозильники, мебель – импортозависимость, %.

В целом импортозависимость представленных на рисунке 12 товаров с различной динамикой нарастала с начала 90- г.г. Открытие сборочных производств стиральных машин и холодильников иностранных компаний снизило зависимость от ввоза данных видов продукции (с оглядкой, конечно, на долю локализации). Крупнейший производитель холодильников и стиральных машин в России – Indesit (Липецк), выпускающий около 35% российских холодильников и 40% стиральных машин ежегодно. Доля локализации на 2013 год составляла около 45%. [37]

С мебелью ситуация в целом более-менее постоянна, импорт же обуви с 2007 превысил 80% в потреблении и продолжает медленно увеличиваться до отметки в 90%.

Рисунок 13. Лекарства, ткани готовые, нити синтетические и искусственные, чулочно-носочные изделия – импортозависимость, %.

Постепенно нарастающая зависимость от импорта тканей и нитей не является неожиданностью ввиду упадка отечественной лёгкой промышленности. Ситуация же с лекарствами требует особенного внимания. Во-первых нужно принимать в расчёт, что даже указанная как отечественная часть потребления на самом деле является квазиимпортом в связи с тем обстоятельством, что хорошо организованный в РСФСР выпуск лекарственных субстанций в России резко снизился в 90-е и 00-е г.г. Более ¾ субстанций поступает по импорту, и реальная импортозависимость по лекарственным средствам может превышать 90%. К сожалению у производителей нет заинтересованности в организации полного цикла производства лекарств в России, и потому указанный график – лишь нижняя часть реального размера импортозависимости. Это не удивительно, т.к.

рейтинг производителей лекарств в России на 95% представлен импортными производителями [35],

которых тема импортозамещения вряд ли может трогать. Существует программа ФАРМА-2020, призванная обеспечить к 2020 году долю отечественной продукции на рынке лекарственных средств в 50% и субстанций в 30%. Однако, данные за 2013 год не позволяют судить об успешности программы.

Рисунок 14. Средства моющие синтетические, туалетное мыло, парфюмерные и косметические средства, часы – импортозависимость, %.

Данные рисунка 14 не показывают неожиданных тенденций. Однако, удручающей выглядит ситуация с выпуском часов, фактически прекратившимся, не смотря на почти полное отсутствие их импорта в начале 90-х г.г. Продукцией парфюмерии и косметики Россия не славилась никогда, но часы…

Рисунок 15. Телевизоры, пылесосы, велосипеды, %.

Ситуация с импортом телевизоров, напряжённая в конце 90-х г.г., была снята тем же путём, что по холодильникам – открытие иностранной сборки с некоторой степенью локализации.

В целом, информация о настоящей доле локализации практически отсутствует, но по отрывочной информации можно предположить, что она невелика. К примеру, на заводе «Самсунг» в Калуге в 2009 году уровень локализации производства составлял 33% [36]. В 2009 году завод произвёл 40% российского выпуска телевизоров (1,93 млн. из 4,825 млн.).  

На производстве пылесосов останавливаться особо нет смысла – фактически оно в стране отсутствует с 2009 года. А вот ситуация с производством велосипедов показывает обнадёживающую динамику снижения импортозависимости.

Рисунок 16. Ковры и ковровые изделия, верхний трикотаж, швейные изделия, меха и меховые изделия (кроме мехового сырья) – импортозависимость, %.

Ситуация с видами продукции, указанными на рисунке 16, повторяет общую тенденцию упадка лёгкой промышленности. Надежды на восстановление отрасли призрачны, поэтому наиболее вероятно, что превосходящий размер импорта указанной продукции в ближайшем будущем сохранится.

Рисунок 17. Радиоприёмники, магнитофоны, швейные машины – импортозависимость, %.

Вряд ли есть смысл комментировать информацию рисунка 17 более, чем одним словом: «Китай».

Вернуться в раздел "Часть III. Импортозависимость РФ"