Спецдонесение ОО ОГПУ о неудовлетворительной организации инспекторских стрельб в 14-й стрелковой дивизии МВО. 28 ноября 1931 г.
№ 50
№ 512016
Совершенно секретно
Акулову, Балицкому, Гамарнику
Начальник ОО ОГПУ Леплевский
В сентябре 1931 г. Особый отдел МВО сообщил в РВС МВО о фактах очковтирательства со стороны части начсостава 14-й стрелковой дивизии при проведении последней инспекторских стрельб. РВС поручил проверить указанные факты комкору-3 Ефремову, каковой рапортом своим от 5 октября 1931 г. донес, что якобы данные ОО МВО не подтвердились. Произведенным после этого ОО 14-й стрелковой дивизии тщательным расследованием установлено, за 23 дня до инспекторских стрельб полки 143-й стрелковой дивизии на контрольных стрельбах с 29 июля по 8 июля с.г. дали следующие показатели:
1) 40-й с.п. - кр-цы - 37,2 %, мл. и ср. н/с - 33,3 %
2) 41-й-»- -»- - 44,4 %, -»- - 36,6 %
3)42-й-»- -»- - 40,4 % -»- - 32,4 %
На инспекторских стрельбах, состоявшихся с 1 августа с.г., те же части дали следующие результаты:
1) 40-й стрелковый полк -»- -»- - 73,6 %
2) 41-й стрелковый полк -»- -»- - 74,7 %
3) 42-й стрелковый полк -»- -»- - 74,7 %
Последние показатели получены в результате применения различных очковтирательских комбинаций со стороны начсостава до и в процессе инспекторских стрельб, что подтвердили следующие опрошенные Особым отделом 14-й стрелковой дивизии военнослужащие. Командир отделения роты связи 14-й стрелковой дивизии Белов показывает: «На совещании начсостава дивизии, созванном за два-три дня до инспекторских стрельб, комдив Лаур опрашивал всех присутствовавших командиров, какие подразделения у них лучше стреляют, и какие бы они желали выставить для участия в инспекторских стрельбах. Впоследствии в приказе по дивизии и были отданы эти подразделения, в то время как по правилу об инспекторских стрельбах отбор стреляющих производится инспектирующим на стрельбище из полного состава выведенной части; такое явление называется очковтирательством».
По показаниям помощника начальника штаба 42-го стрелкового полка Ковалева: «За несколько дней до инспекторских стрельб комполка 42-го стрелкового полка Лямцев лично отдал распоряжение начштаба Первенцеву очистить роту от плохих стрелков, в полку же начштаба Первенцев вызвал к себе начальников штабов батальонов и командиров рот и дал указание об исключении и переводе из рот плохих стрелков, но так как командиры рот плохо «провертывали» это распоряжение, то они его получили вторично. Таким образом, к моменту инспекторской стрельбы из рот были изъяты почти поголовно плохие стрелки. Кроме того, Первенцев от себя добавлял: «Если у себя в роте не сумеете набрать безукоризненных стрелков, то возьмите из других рот, а комбатам я распоряжение сделаю».
Командир отделения кавэскадрона 14-го стрелкового полка Комаров показывает: «Прежде чем идти на инспекторскую стрельбу, командир эскадрона разъяснил условия стрельбы, добавив: "поразив свои мишени, стрелять можно и в соседние мишени". А комвзвода Латышев добавил командирам отделений: "Спервоначально бей по соседним мишеням, а потом и в свою"».
О том, как осуществлялись в процессе инспекторских стрельб вышеуказанные директивы командования, видно из следующих показаний участников стрельб.
Помощник начальника штаба 42-го стрелкового полка Ковалев показывает: «Начальник штаба 42-го стрелкового полка Зайцев после стрельбы говорил: "Сбил я первой пулей свою ближнюю мишень, сбил дальнюю соседа, сбил еще свою и, оглянувшись назад и видя, что близко нет контролера, сбил мишень и помначшколы, а то он стрелял, стрелял, а мишень все стоит"».
Отдельком [командир отделения] кавэскадрона Пшенников показывает: «Когда началась стрельба, я, сбив свои мишени, стал сбивать мишени красноармейцев, которые были в моем пятке81, таким образом, процент выполнения был доведен до 95, а когда ранее на учебных стрельбах стреляли одни красноармейцы, выбивали гораздо меньше».
Комвзвода 42-го стрелкового полка Сервута показывает: «Во время проведения стрельб на стрельбище Ковровского лагсбора из винтовок и ручных пулеметов командованием полка был сделан подбор самых наилучших стрелков, например, в 1-й стрелковой роте, в 1-м взводе отделение ручных пулеметчиков состояло из следующих красноармейцев списочного состава: Мельников, Кустов, Юров, Замятин, Зайцев В., Зайцев А., Бакушкин и Гусев. Стрельбу же проводили следующие бойцы: Мельников, Замятин, Зайцев, Бакушкин, Андреев, Титанов, Зайцев В.И. и Никитин. Кроме того, был дан наказ командования о том, чтобы во время ведения огня, кто поразит свою мишень, тот должен помогать своему соседу».
Кроме подбора лучших стрелков и подразделений для инспекторских стрельб, в частях дивизии был предварительно сделан также и подбор наилучшего оружия. Командир отделения роты связи Белов показывает: «Из разговоров с комвзвода связи 40-го стрелкового полка Киселевым и 42-го стрелкового полка Антохиным знаю, что красноармейцы стреляли из винтовок полковых школ; точно также было и у меня, т.е. я подбирал винтовки для 3-го взвода (стрелявшего) из всей роты».
Из приведенного явствует, что итоги инспекторских стрельб 14-й дивизии не могут являться действительными показателями стрелковой подготовки дивизии в целом.
По существу информирован РВСО.
Начальник 5 отделения ОО ОГПУ Иванов
81 Пяток - счетная единица, равная пяти одинаковым предметам.