Спецдонесение ОО ОГПУ о репрессировании семей военнослужащих, по материалам на 1 сентября 1931 г. 23 сентября 1931 г.
№38
№ 505642
Совершенно секретно
Гамарнику, Балицкому
Начальник ОО ОГПУ Прокофьев
Несмотря на ряд изданных ранее директив и последнего распоряжения Наркомвоенмора, Наркомснаба и Наркомфина за № 12608/с от 7 июня с.г., запрещающего облагать крестьянские хозяйства, в состав которых входят военнослужащие, единым сельскохозяйственным налогом и твердыми заданиями по заготовкам в индивидуальном порядке, все же в большинстве районов до сего времени эти директивы местными соворганами нарушаются и, судя по результатам проверки заявлений и жалоб красноармейцев о репрессировании их семей, устанавливается полное игнорирование и искривление существующих законов о льготах для красноармейских семей.
СИБВО. По Нижне-Карготскому району незаконно было раскулачено и выселено до 25 семей военнослужащих и бывших активных красных партизан. В Чистинском районе была раскулачена и выселена семья бывшего красноармейца ОКДВА Былина, имеющего благодарственную грамоту от РВС ОКДВА за отличия в боях (впоследствии возвращена со сборного пункта).
По БВО, СИБВО, УВО, СКВО и частям, расположенным в ЦЧО, по данным на 11 сентября 1931 г., учтено 2816 случаев применения к военнослужащим репрессий. Из 1994 случаев применения репрессий в БВО, СИБВО и ЦЧО заключались в:
а) даче твердых заданий по разным видам заготовок 1240;
б) индивидуальном обложении 95;
в) штрафовании и конфискации имущества за невыполнение индивидуального обложения 100;
г) раскулачивании и выселении 456;
д) лишения избирательных прав 73;
е) осуждении и аресте за невыполнение повинностей 30.
По служебному положению военнослужащие БВО, семьи коих подверглись репрессиям, в 602 случаях распределяются:
Средний начсостав 22
Красноармейцев кадра79 288
Мл[адший] начсостав 24
Переменников 268
Затягивание ответов на запросы командования частей со стороны рай- и сельсоветов затрудняют своевременную проверку правильности репрессий, но из имеющихся, например, по БВО данных проверки устанавливается, что из 335 случаев применения репрессий по частям БВО было: незаконных репрессий впоследствии отмененных - 121 случай; правильных репрессий (но без предварительного сообщения об этом в части) - 214 случаев. Необходимо отметить, что в большинстве случаев местные власти при применении репрессий к действительно кулацким хозяйствам, членам семей коих удалось проникнуть в армию путем сокрытия социального положения, предварительно не сообщают об этом в части РККА на предмет их изъятия из армии, что совершенно недопустимо. В результате члены кулацких семей, находясь в армии и выдавая себя за середняков или бедняков, «ограбленных советской властью», ведут разлагающую воинские части антисоветскую агитацию.
СИБВО. 1-й Читинский полк. Красноармеец Капустин, зажиточный, среди красноармейцев говорил: «Это грабиловка, когда у тебя отбирают последнее. Дураки крестьяне, взялись бы сообща, да оторвали бы головы совработникам, а мы тоже дураки, на нас ездят командиры, а мы молчим».
Перегибы, допускаемые в отношении семей красноармейцев, порождают в среде последних резкие отрицательные настроения, которые под воздействием проникших в армию кулацко-антисоветских элементов перерастают в открыто враждебные выступления повстанческого характера.
БВО. 3-й полк. Переменник Мирошкин среди группы красноармейцев говорил: «Хорошо, что сейчас призвали в армию и будут обучать стрелковому делу, когда нас научат, тогда мы этими же самыми пулеметами их перестреляем». Его поддержал другой переменник, заявив: «Нужно взять всех переменников в свои руки и повернуть оружие в обратную сторону». Нередко на этой же почве фиксируются антисоветские выступления и со стороны близких нам прослоек и даже комсомольцев.
СИБВО. 12-я стрелковая дивизия. Курсант саперной роты Шумейко, член ВЛКСМ, служащий, выступая на политзанятиях, заявил: «Меня зло взяло на советскую власть за то, что у моего отца конфисковали имущество и выслали, сестру исключили из школы. Какой я буду теперь заступник советской власти?»
ЛВО. 56-й артиллерийский полк. Красноармеец Покусаев, член ВЛКСМ, середняк, получил письмо об обложении семьи твердым заданием, явился в полковое бюро ВЛКСМ, бросил комсомольский билет и заявил: «Здесь эксплуатируют, а дома грабят, не хочу быть комсомольцем, политика партии в деревне не верна». Выступающие, выражая недовольство действиями советской власти в деревне, высказываются против службы в РККА, заявляя: «С нами не считаются, нас грабят, за что мы служим и кого защищаем?»
БВО. 40-й кавалерийский полк. Красноармеец Муравский, середняк, говорил: «За что же я буду служить и защищать советскую власть, когда она притесняет мою семью, я лучше пойду против нее».
Помощник начальника ОО ОГПУ Иванов
79 Красноармейцы кадра - речь идет о военнослужащих рядового и младшего командного состава.