Спецдонесение ОО ОГПУ о недочетах в 82-м полку СКВО. 22 марта 1931 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1931.03.22
Метки: 
Источник: 
«Совершенно секретно»: Лубянка - Сталину о положении в стране (1922 – 1934 гг.). Т. 9. М. – 2013. Стр. 513-514
Архив: 
Ф. 2. Оп. 9. Д. 765. Л. 35-37. Копия.

№ 16

№488145

Совершенно секретно

Начальник Особого отдела ОГПУ

В отдельных подразделениях полка имеются существенные ненормальности, развитию которых способствует примиренческое отношение к ним со стороны командования и парторганизации.

Например, по 1-му эскадрону приписка переменного состава до сих пор не оформлена. Конский состав не закреплен за эскадроном и, будучи сведен в колхозные конюшни, содержится там в безобразном [состоянии], фураж не обеспечен, седла не учтены и т.д. Приказ РВС СССР № 080 комсоставом не проработан. Плановой работы не только с переменным составом, но и с кадровым - нет. Политрук и партячейка, зная о фактах недовольства комвзвода Шелухина переменниками (о чем сообщалось нашим спецдонесением № 486000 от 28 февраля сего года), не информировали об этом их военкома полка и парторганизацию.

В 4-м эскадроне комэска Нейман, б[ес]п[артийный], имеет тесную связь с местным попом, он приглашал его даже в расположение эскадрона, показывая ему конский состав и т.д. Связью с попом Нейман настолько скомпрометировал себя, что местный станичный избирком лишал Неймана еще в прошлом году избирательных прав.

Во время отписки социально-чуждого элемента из переменного состава Нейман включил в список социально-чуждых лиц двух комсомольцев, одного партийца и нескольких батраков, мотивируя это необходимостью их отчисления по физической слабости. Вместе с тем, ряд лиц, подлежащих отписке как лишенцы - отцы которых арестованы за контрреволюционную деятельность, Нейман оставил в армии.

Комэска Нейман допустил к руководству эскадроном свою жену, которая хранила денежные суммы эскадрона, знакомилась с секретной перепиской и отдавала «служебные» распоряжения красноармейцам.

Многие факты ненормальностей в 1-м и 4-м эскадронах были своевременно известны командиру-комиссару полка Чернову, который не только не принял мер к устранению указанных безобразий, а, наоборот, при докладе командованию дивизии все это скрыл, и, в частности о комплектовании, им было доложено: «Все указания в части комплектования переменным людским и конским составом выполнены».

После того, как парторганизации 52-го полка стал известен факт издевательства комвзвода Шелухина над переменниками, была создана сквозная бригада для обследования эскадронов полка, которая поставила вопрос о положении в полку на партбюро полка, но Чернов воспротивился развернутой постановке этого вопроса и мобилизации парторганизации на ликвидацию прорывов, назвал это подсиживанием его со стороны политотдела дивизии и сорвал обсуждение данного вопроса, после чего вопрос был перенесен на решение ДПК.

Однако и в ДПК, благодаря открытой защите со стороны секретаря ДПК Саминкова, линии Чернова и примиренческой линии, занятой рядом других членов ДПК, вопрос тоже был смазан и сведен к личным счетам между ответственным секретарем партбюро полка Гуткиным и Черновым, за что Гуткину был объявлен строгий выговор.

Вследствие этого разрешение данного вопроса было перенесено на расширенный пленум ДПК, который установил действительное наличие всех вышеуказанных недочетов в 82-м полку, а также правый оппортунизм и примиренчество со стороны командира-военкома полка Чернова и секретаря ДПК Саминкова [и] постановил: Чернова исключить из партии, Саминкова снять с должности секретаря ДПК и вывести из состава ДПК.

Однако о решении расширенного пленума ДПК ни ПУОКР ни ОПК не были дивизией информированы.

Только после информации ПУОКРа со стороны ОО округа ПУОКР выделил специальную комиссию для обследования полка под председательством секретаря ОПК.

Начальник 4 отделения ОО ОГПУ Иванов

Оперуполномоченный 4 отделения ОО ОГПУ Баланда