Спецдонесение ОО ОГПУ о нарушениях в ходе краткосрочных сборов переменного состава СКВО. 28 февраля 1931 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1931.02.28
Метки: 
Источник: 
«Совершенно секретно»: Лубянка - Сталину о положении в стране (1922 – 1934 гг.). Т. 9. М. – 2013. Стр. 500-502
Архив: 
Ф. 2. Оп. 9. Д. 765. Л. 20-23. Копия.

№ 7

№ 486000

Совершенно секретно

Лично Гамарнику

Начальник ОО ОГПУ Ольский

В проведенных в январе сего года краткосрочных сборах переменного состава СКВО отмечен целый ряд существенных ненормальностей: оповещение переменного состава о явке на сборы местами проводилось с большим опозданием, а в отдельных случаях и вовсе не было произведено.

13-й артполк. В районах комплектования некоторых подразделений приказ о сборах был объявлен только в первый день сборов.

9-я дивизия. В станице Щербинской приказ о сборах переменного состава совершенно не был объявлен.

Вследствие плохого оповещения явка переменников по многим частям была неудовлетворительной. Так, например, явилось: по 9-й стрелковой дивизии - 70-80 %; по 13-й стрелковой дивизии - 79 %; по 10-й кавалерийской дивизии - 77 % (два полка и два конартдива).

В некоторых частях явка была настолько низкой, что сборы фактически оказались сорванными, так на однодневный сбор двух рот 222-го стрелкового полка 74-й дивизии явилось только 10 человек; на сбор 3-го дивизиона 74-го артполка явилось только 12 человек вместо 200 человек и т.д. Большим размерам неявки в отдельных случаях способствовала халатность и недисциплинированность младшего начсостава из переменников, которому поручалась работа по оповещению, сбору переменников и их сопровождению на сборные пункты.

42-й конартдивизион. Оповещение и сопровождение переменников было поручено старшине состава переменников Дробилко (член ВКП(б)). Дробилко, собрав переменников, заявил им: «Езжайте на сбор, как кому угодно, и когда угодно». В результате из 97 переменников явилось только 57. Сам Дробилко на сборы тоже не явился, а представил справку о том, что он был перегружен работой по колхозу. Также следует отметить, как ненормальное явление, способствовавшее уклонению от явки на сборы - самостоятельное освобождение некоторыми партрайкомами (Ставропольский, Изобильно-Тищенский), партийными ячейками и колхозами переменников партийцев от сборов по причине «их занятости».

Вместе с тем отмечен также крайне возмутительный случай издевательств командира-партийца над переменниками.

92-й кавалерийский полк 12-й кондивизии. По распоряжению комполка для дополнительного оповещения и сопровождения на сборы не явившихся к сроку переменников станицы Величковской был послан командир взвода Шелухин (член ВКП(б), секретарь эскадронной партячейки). Явившись в станицу ночью, Шелухин начал лично обходить квартиры неявившихся переменников и сгонять их в милицию, причем, во время обхода он угрожал переменникам обнаженным револьвером, ведя себя возмутительно грубо. Например, придя к уже спавшему с ребенком и женой переменнику Клименко, Шелухин стащил с них одеяло и, угрожая револьвером, приказал переменнику следовать в милицию, а сопровождавшему переменников отделкому Бышихину приказал: «Если Клименко не пойдет - стрелять». Таким способом Шелухин собрал за ночь 16 переменников и под командованием отделкома Понежина направил их на эскадронный сборный пункт. Задержавшись на некоторое время в станице, Шелухин догнал переменников в четырех-пяти км от ст. Величковской и, видя, что Понежин ведет переменников по полотну железной дороги (так как грунтовая дорога была очень грязная), Шелухин с криком набросился на последнего и приказал: «Свернуть на дорогу», сопровождая это приказание угрозами: «Я покажу им (мат), [...] всех перестреляю».

Когда переменники сошли на дорогу, Шелухин приказал сопровождавшим их кадровым красноармейцам: «Зарядить винтовки пятью патронами и взять наизготовку». Оставаясь сам с обнаженным наганом, Шелухин подал затем команду: «Рысью (кадровые красноармейцы были на лошадях, а переменники шли пешком)». Колонна добежала «рысью» до расположенной по пути балки, наполненной водой и покрытой тонким льдом, где переменники стали проваливаться в воду. Один из переменников Левшин (бедняк, активист) попытался свернуть в сторону, чтобы обойти воду. Шелухин приказал Левшину идти за переменниками и набросился на него с криком и матом: «Я покажу тебе как хлеборобов жать». При попытке Левшина идти за переменниками Шелухин ударил его по голове, отчего Левшин упал, а когда поднялся, Шелухин снова дважды сбивал его лошадью. По заявлению Левшина Шелухин пытался выстрелить в него из нагана, но револьвер дал осечку. Шелухин арестован. Ведется следствие.

Размещение прибывшего на сборы переменного состава во многих случаях было поставлено крайне неудовлетворительно. Многие части не проверили предварительно состояние учебных пунктов, которые в некоторых случаях оказались занятыми местными советами для других надобностей, а потому переменников пришлось размещать по крестьянским избам.

Там же, где размещение производилось на уч[ебных] пунктах, последние нередко оказывались малопригодными для жилья и вдобавок не обеспеченными топливом и освещением.

9-я дивизия. В ст. Щербинской - помещение учпункта оказалось занятым под инкубатор, причем последний использовал для своих надобностей все оборудование учпункта.

13-й артполк. Учпункт станицы Совет был занят школой. Переменников пришлось разместить в трех пустующих сараях. В некоторых случаях отсутствие топлива вынуждало начсостав на воровство дров у населения. Многими недочетами страдала и учеба на сборах: отсутствовали разработанные программы, необходимые учебные пособия, начсостав слабо подготовился к занятиям и т.д.

Оперуполномоченный 4 отделения ОО ОГПУ Баланда