Сообщение ОО ГПУ ТуркССР об агитационной работе банд среди населения. 1931 г.
№50
Совершенно секретно
Случаев выпуска обращений и прокламаций бандами, байством и антисоветским элементом на территории Туркмении не зарегистрировано, но бандами, а также и антисоветским элементом среди населения муссируются лозунги с явно конкретными фразами, особенно ударяя по настроению населения «действительностью» нашего советского аппарата в низах. Выступлению широких [масс] скотоводов предшествовала широкая антисоветская агитация. Перечисляем конкретные фразы антисоветской агитации среди скотоводов в январе-марте, т.е. в период, предшествующий вооруженному нападению: «Нас обложили первым налогом (налог с дохода), вторым налогом (культсбор). Мало этого — ввели еще третий налог (самообложение) и еще четвертый насильственный налог (заем). Уполномоченные по займу распределяли облигации поровну, невзирая, кто бай, кто середняк, кто бедняк». «Контрактацию скота провели и шерсти провели, заплатили нам деньги, но товаров нам не дали». «В царское время налог с нас не везде брали, а там, где брали, то только один раз, а большевики берут по несколько раз». «Мы голодаем, большевики нам хлеба не дают, поэтому мы вынуждены обращаться к баям». «В этом году советская власть контрактовала наш скот по прошлогодним спискам. В расчет падеж скота, гибель от волков и то, что мы съели, не берет. Когда мы обращали на это внимание работников аула, нас в грубой форме выгоняли». «Хоть в бандах баи, все же они наши, туркмены. Всех можно довести до занятия бандитизмом. Власть - наш отец (в ироническом смысле), а смотрит на нас, как на дойную корову. Помогать нам или не хотят, или не могут». «Придут, запишут, чаю попьют и уедут» (намеки на работы обследовательских бригад). «Мы подчиняемся советской власти только потому, что боимся, а если спросить по душе, то этими порядками мы не довольны». «Если большевики сильны, пусть уничтожат банды. Банды здорово бьют советскую власть, и последняя их боится». «Лучше быть в банде, чем так мучиться. Баи, хоть и плохи, но зато помогают». «Создали аулсоветы среди скотоводов не для нашей помощи, а для того, чтобы доить нас». «Был единственный праздник Курбан-Байрам41, а теперь запретили резать баранов, даже советские служащие этим не довольны».
Эти моменты антисоветской агитации, как видно из отмеченных отдельных фраз, весьма своеобразно построены на недочетах советского аппарата, перебоях в снабжении, и между ними осторожно проводится мысль, что бай - не враг широких масс скотоводов, что он все же лучше советской власти и что бандитизм - это результат действий советской власти. Характерно то обстоятельство, что эта агитация особенно широко распространялась среди скотоводов Бахарденского и Геок-Тепинского районов (основной базе, где формировалась бандгруппа Мурад Али). Антисоветская агитация великолепно била по нервам отцов и делала многих жен скотоводов сторонницами антисоветского движения. Лозунги: «Хлеба не дают, питались раньше одним молоком, теперь и это отбирают» (Казанджинский район), «У нас дети пухнут от голода, мы еле-еле спасли их, благодаря молоку, теперь и его отбирают» (Геок-Тепинский район) - при конкретной действительности употребление в пищу вместо хлеба травы «селям» - не могло не отразиться на всей провокационной работе враждебных нам групп. Имея, таким образом, достаточно подготовленный взрывчатый материал для дальнейшего успеха движения, начиная с апреля месяца, сообразно с басмаческим движением, в ход были пущены лозунги, уже зовущие к конкретным действиям: «Оказывайте вооруженное сопротивление советской власти. Ибрагим Бек уже перешел в СССР с 1200 всадниками. Эмир Бухарский42 приказывает вам взяться за оружие и обратить его против советской власти». Так агитировал бандит Розы Мамед Молла Султан, прибывший в апреле месяце из Афганистана в бывший Чарджуйский округ (при аресте Розы Мамед оказал вооруженное сопротивление).
«Англичане объявили войну СССР - уходите все в банду» - широко распространялось в песках Казанджинского района перед выступлением бехалькинцев. Для лучшего подкрепления выступления широко практиковался в песках Каракумов, примыкающих к Красноводску и Казанджику, лозунг: «Советская власть пала. На колодце Чарышли организовалась уже новая, хорошая советская власть силою 10 тысяч человек. На СССР наступают англичане. Айтаков и Атабаев ушли в банду». Этим лозунгом противник старался обратить острие классовой ненависти против нас, так как выброшенный непосредственно перед Кайматскими событиями лозунг: «Отряд ГПУ арестовал баев-казахов и будет затем арестовывать баев-иомудов» - едва ли не нашел бы себе отклик в широких мечтах скотоводов без соответствующих подсобных.
Переброску хлеба для Ташаузского округа из городов Тепе и Бахардена, захват караванов с хлебом банды весьма успешно использовали для убеждения скотоводов, мало разбирающихся во всем замысле по переброске хлеба.
«Айтаков и Атабаев - наши сторонники, они специально отправили хлеб для того, чтобы снабдить нас», - говорили в бандитских шайках Ораз Гельды и Мурад Али. Этот лозунг, наряду с участием скотоводов в дележке награбленного хлеба, по своей реальности был более чем убедителен.
Успех бандитского движения в Туркменской ССР зависит в большей степени от масс скотоводов, примыкающих к бандам. Руководители последних великолепно поняли, что масса скотоводов для банд - и широкая продовольственно-материальная база, и контингент бойцов, поэтому, принуждая на откочевку скотоводов южной и восточной Туркмении, бросались лозунги: «Все пески захвачены бандитами, им помогают англичане». «Уходите все на север, предстоит война, если не уйдете, то будете перебиты». «В песках Джунаид поднимайтесь все». Для большей убедительности скотоводам брошен призыв: «Уходите на север, мы снабдим вас гораздо лучше, чем советская власть». Выбрасывая этот призыв, банды раздавали продукты из разграбленных кооперативов и хлеб с караванов, следующих в Ташауз. Наша мирная политика истолковывалась скотоводами, как политика бессилия, и банды умело этим пользовались. «Советская власть слаба, пески все захвачены бандитами». «Если советская власть сильна, пусть уничтожит бандитов». Объяснение причин слабости советской власти скотоводы находили себе в том, что: «Красная армия в пески не придет, она ушла на границу для борьбы с англичанами».
Наши активные действия против скотоводов, в частности бомбежки, противник также использовал не без пользы для себя. После бомбежки скотоводов у колодца Дугунчи Таги Бердыев говорил: «Русские решили уничтожить всех туркмен, вы сами это видите. Скоро придут войска и перерубят вас всех, если вы не откочуете с нами на север». Помимо явной подтасовки фактов, как видно, лозунг борьбы с советской властью уже перемешивался с лозунгом борьбы с русскими. Более краток и конкретен этот лозунг в песках Кумсебшеи - «боритесь с советской властью - русскими».
Врид начальника ОО ГПУ ТуркССР Барковский
Оперуполномоченный ОО ГПУ ТуркССР Белокуров
41 Курбан-Байрам - ежегодный праздник жертвоприношения у мусульман, отмечаемый 10-го числа 12-го месяца мусульманского лунного календаря.
42 Эмир Бухарский — глава Бухарского эмирата - государства, существовавшего в Средней Азии в 1747-1920 гг. В 1920 г. Красная армия свергла власть эмира, и была провозглашена Бухарская народная советская республика. В сентябре 1924 г. преобразована в Бухарскую ССР. В октябре 1924 г. в ходе национального размежевания вошла в состав Туркменской ССР, Узбекской ССР и Таджикской АССР.