Записка по прямому проводу из ЗакГПУ о напряженном положении в Гудаутском районе Абхазии. 24 февраля 1931 г.
№ 1
Совершенно секретно
Грузия. Абхазия. Последние дни создалось весьма напряженное положение в Гудаутском районе Абхазии. 19 февраля в селе Дурипш в 3 часа дня самочинно собрался сход с присутствием 600 человек представителей от всех сел Гудаутского района1*. Большинство крестьян съехалось верхом на сход, с самого начала [сход] проявил тенденцию по обсуждению всех вопросов без участия представителей власти.
Еще до схода, 18 февраля, неизвестными конными абхазцами был подожжен на Черной речке сарай Спеццехкультурсоюза. У одного крестьянина колхозника села Каваду были обнаружены антисоветские прокламации. Прибывших представителей власти пытались на сход не допустить, предложив «ждать решения схода».
Содержание выступлений [на сходе] в основном сводились к следующему: «Колхоза не хотим и никому не позволим его организовывать, колхозы загубили Россию, теперь загубят и Абхазию, лучше выселиться в Турцию, колхоз есть траур для абхазцев, пока мы не добьемся снятия этого траура, не сложим оружия, мы против обучения стариков, женщин и девочек, мы против культуры. Табака нам не дают, обещанной мануфактуры и денег, мы против заготовки кукурузы, против скотозаготовок, власть фактически принадлежит рабочим, и нас обманывают. За советскую власть мы боролись все. Теперь нас делят на кулаков, середняков и бедняков. Советская власть помогает только беднякам, колхозникам-партийцам и служащим, нам ничего не дают».
Выступавшие требовали прибытия тов. Лакобы с дачи для разъяснения сходу. После выступления представителей власти некоторая часть схода мирно разошлась, остальные пытались наброситься на президиум, выхватив револьверы. Активно проявляет себя кулацко-зажиточная прослойка, требующая отозвания прикрепленных и недопуска на сход партийцев и комсомольцев, бедняцкая и середняцкая прослойка вела себя пассивно, сход не расходился до следующего дня, удалив представителей власти, избрав свой президиум из числа кулаков и антисоветского элемента.
Верхушка схода предложила обезоружить и арестовать партийцев и комсомольцев, изолировав место для схода из райцентра, образовать «кераз»2* (повстанческий отряд). Из боязни репрессий большинство схода предложение организовать «кераз» отклонило, сход обнаружил тенденцию расширения за счет стечения крестьян из других сел (Сом и Чиж).
Одновременно стали появляться крестьяне ранее не затронутых волнением сел Ново-Афонского и Гагринского районов, толпа, находящаяся под влиянием кулачья и антисоветского элемента, вела себя вызывающе, многие появились на сходе с оружием. В ближайшие колхозы посланы делегаты с предложением колхозникам бросить работу, присоединиться к сходу, [но] колхозники отказались. Принятые первоначальные меры по разложению схода результатов не дали.
По сообщению тт. Мамулия и Лакобы из Гудауты от 23 февраля, сход села Дурипш продолжается, количество собравшихся доходит до 2000 человек, принимают участие женщины. Сход решил принять присягу. С этой целью 23 апреля двинуться в Чандари - священное бытовое место. Сход намерен предъявить власти требования: отменить коллективизацию, заготовки, контрактации3*, ликбез4*, всеобуч5*, самообложение6*, деление крестьян на бедняков, середняков, кулаков, запретить парткомсомольские организации, разрешить выезд в Турцию.
Руководящая группа схода состоит в основном из кулаков, зажиточных, уголовного элемента, бывших полицейских, умело использующих официальные выступления середняков.
По всем имеющимся данным движение вызвано нажимом на кулачество - зажиточную прослойку, работой проникших в Абхазию в значительном числе с Северного Кавказа раскулаченных кулаков и антисоветского элемента, число коих доходило до 3000. Из них высланы в колхидские болота 1300, арестованы - 100, возвращены обратно 450, покинули Абхазию около 100. Плюс перегибы, извращения при проведении наших хозмероприятий, слабость низового совпартаппарата, неорганизованность бедноты, политическое расслоение деревни. Имеется решениё схода: к оружию не прибегать, хотя ночью выставляются вооруженные пикеты под соусом соблюдения общественного порядка.
Наши мероприятия:
1) на место 24 февраля выезжает тов. Берия с группой чекистов, 2) создана политтройка в составе тт. Мамулия, Лакоба и Берия, 3) 24 февраля в Сухум перебрасывается 240 штыков 8-го полка, 50 штыков 40-го ЭПО, 2 бронемашины из Ганджи, возвращаются 45 штыков из Сухумской комендатуры. № 5054.
Председатель ЗакГПУ Реденс
Начальник СОУ АзГПУ Гульбис
1. Дурипшский самочинный сход (Дурипш - традиционное абхазское село в предгорьях Бзыбской Абхазии. Здесь еще в 1928 г. был создан первый колхоз в Гудаутском районе) - самое крупное антиколхозное выступление абхазских крестьян. Работа по организации и проведению схода началась 14 февраля 1931 г. в с. Лыхны. Были выделены специальные ходоки по селам. В назначенное время, 18 февраля, в с. Дурипш собрался сход. Присутствовало около 500 человек из разных сел Гудаутского района Абхазии. Ораторы коснулись злободневных вопросов жизни деревни. 19 февраля в Дурипше на сход явились до 1000 человек. Представителям правительства республики было отказано присутствовать на сходе. Мотивировалось это тем, что принципиальные вопросы не подготовлены и ораторы не выделены. Оперативные справки службы ОГПУ, которые ежедневно передавались в Тифлис, обстоятельно освещают ход событий, показывают нарастание напряженности в Абхазии. Документ № 1 раздела I данного сборника в сжатом виде передает ситуацию ко дню составления записки. 26 февраля 1931 г. - девятый и последний день схода крестьян Бзыбской Абхазии, состоялся в Дурипше. На сходе присутствовали до 4000 человек, в том числе около 300 женщин, а также председатель ЦИК Абхазии Н. Лакоба, члены правительства Абхазии, первый секретарь ЦК КП(б) Грузии С. Мамулия и председатель ОГПУ Закавказья Л. Берия. Сход проходил под руководством его организаторов. Первым выступил один из главарей - Сит Ебжноу. «Мы, - сказал он, - против деления крестьян на кулаков, середняков и бедняков; когда боролись за эту власть, нас так не делили. Коллективизация для нас губительна, ибо колхозы уничтожают традиционный уклад и обычаи нашей народности. Контрактация табаков, винограда и других сельхозпродуктов абсолютно неприемлемы для крестьян. Мы категорически против скотозаготовок. Отбирают скот, нас же самих заставляют гнать его в город и там встречают с музыкой, возлагая на нас же фураж. Комсомольцы предоставлены самим себе, они безобразничают, делая все, что угодно. Держат крестьян под террором. Печально, что женщины наши в ночное время ходят на учебу в школу ликбеза, бросая своих грудных детей. Непосещение занятий означает, что надо уплатить от 100 до 300 руб. штрафа». Оратор просил избавить крестьян от всех этих мероприятий. Другие ораторы развили и конкретизировали эти основные положения. Роман Гагулия заявил: «Мы все в трауре, нас ввели в заблуждение..., мы требуем отмены всех кампаний, проводимых советской властью». На сходе в этот день выступили шесть женщин, часть из них с распушенными волосами (признак горя), с требованием «разрешить всем абхазцам-крестьянам переселиться в Турцию». На сходе Н. Лакоба дважды выступил с речью. Он хорошо знал характер своего народа, уклад крестьянской жизни, традиции и психологию крестьян. По словам С. Данилова, свидетеля этих событий, Н. Лакоба «всемерно успокаивал взволнованный народ». Большое значение имело понимание проблем и ситуации, которые проявил секретарь компартии Грузии С. Мамулия. Конфликтная ситуация в Дурипше была урегулирована мирными средствами. На второй же день, 27 февраля 1931 г., в с. Лыхны состоялось совместное заседание членов правительства и делегатов от дурипшского схода. Представители крестьян обстоятельно рассказали о положении в деревне в связи с коллективизацией, об администрировании, грубости коммунистов и комсомольцев. Было заявлено: «В России крестьян обобрали, разорили и они молчат, теперь нас хотят стричь, но мы не овечки и поэтому закричали». Крестьяне четко сформулировали свои требования. Делегаты схода были выслушаны внимательно. Н. Лакоба изложил отношение правительства к постановленным вопросам. Ответственный инструктор ЦК ВКП(б) Г.А. Козлов, очевидец событий дурипшского схода, в докладной записке «Дурипшское восстание», представленной И. Сталину, Л. Кагановичу и П. Постышеву, передает фактические сведения о сходе, которые полностью совпадают с данными оперативных сводок ОГПУ, приводит выдержки из выступления Н. Лакобы по всем пунктам крестьянских требований, отношение правительства Абхазии к злободневным вопросам деревни. «За самочинный, незаконный сход, - заявил Н. Лакоба, - мы не будем карать никого, так как здесь собралось крестьянство, а власть является рабоче-крестьянской, т.е. сама власть принадлежит самими крестьянам... Это стихийный сход крестьян, вызванный целым рядом наболевших вопросов, благодаря нашим недостаткам и ошибкам, которых у нас имеется в изрядном количестве... Не только не наказывать таких людей- активистов этого схода, но их нужно хвалить за то, что они своим умелым подходом и руководством таким огромным сходом дали хороший исход». События в Дурипше и с. Ачандара получили широкий резонанс в республике. На сход реагировала и Москва. Были приняты партийные и правительственные постановления, проведены мероприятия, вытекающие из уроков выступления крестьян. Коллективизация в Абхазии получила ряд особенностей. Во-первых, она была растянута во времени, отличалась постепенностью, завершилась во второй пятилетке относительно мирным путем. Во-вторых, в Абхазии, в отличие от других районов Союза, широко были использованы низшие формы кооперации, в частности поселковые товарищества, а также первичные формы коллективного хозяйствования - товарищества по общественной обработке земли. В-третьих, своеобразием отличался в Абхазии и вопрос о кулаке. Здесь вообще не проводился лозунг ликвидации кулачества как класса на базе сплошной коллективизации. К зажиточным хозяйствам репрессивные меры не применялись. Они вытеснялись ограничительными экономическими мерами и путем индивидуального налогового обложения. В Абхазии коллективизация завершилась более или менее мирно, что, безусловно, явилось результатом учета уроков крестьянского движения в Бзыбской Абхазии. (Комментарий подготовлен академиком Академии наук Республики Абхазия, доктором исторических наук, главным научным сотрудником Абхазского института гуманитарных исследований им. Д. Гулиа профессором А.Э. Куправой. 20.02.2012 г.).
2. Кераз - в 1917 г. в противовес сухумским меньшевикам в Гудаутском уезде (центр уезда Лыхны в 5 км от Гудаут) сложилась большевистская крестьянская организация Кераз. Борьбой грузинского меньшевистского национализма с большевизмом определился в решающей степени ход последующих событий в Абхазии.
3. Контрактация в СССР - единая форма государственных закупок с.-х. продукции. Введена в 1928-1929 гг. и до 1933 г. была основной формой заготовок.
4. Ликбез (ликвидация безграмотности) - массовое обучение населения грамоте - умению читать и писать. Позволила в короткие сроки обучить взрослое население и детей.
5. Всеобуч - всеобщее обязательное обучение. Постановлением ЦИК и СНК СССР «О всеобщем обязательном начальном обучении» от 14 августа 1930 г. с 1931 г. повсеместно в СССР вводилось обязательное обучение детей 8-15 лет в объеме не менее 4 классов. Обязанность посылать детей в школу возлагалась на родителей с ответственностью за неисполнение в порядке законодательства союзных республик.
6. Самообложение - форма добровольного участия граждан денежными средствами либо безвозмездным трудом в мероприятиях местного характера по социально-культурному строительству и благоустройству.