Гиршфельд Феликс Федорович
Гиршфельд Феликс Федорович (1904‑1938) Гиршфельд Феликс Федорович родился в июне 1904 г. в Москве в семье коммивояжера Федора Эмильевича Гиршфельда, происходившего из г. Голдинген Курляндской губернии, и Беатрисы Германовны Гиршфельд. Учился в училище при евангелическо-лютеранской церкви св. апп. Петра и Павла в Москве с Н. Р. Лангом. Значительно позднее, в 1929 г., окончил Московский промышленно-экономический институт им. Рыкова.
В своих показаниях осенью 1930 г. по делу Ордена Света и в показаниях 1937 г. о своем участии в правотроцкистской организации Гиршфельд дает две различные версии своего вступления в Орден. Согласно первой, наиболее правдоподобной и подтверждаемой показаниями В. Р. Никитиной, Ф. Ф. Гиршфельд, будучи гимназическим приятелем ее брата, Н. Р. Ланга, с детства был принят в их доме и потому естественно вошел в дом Никитиных в первой половине 20‑х гг., когда он снова встретился с Н. Р. Лангом в Москве. Позднее, в 1937 г., он показывал об этом иначе: В начале 1925 г. я был введен молодой актрисой Верой Иофф в артистическую среду, где художник Никитин, использовав мою молодость и малоразвитость, вовлек меня в мистическую секту. Через несколько месяцев, поняв, что я попал в антисоветскую организацию, я отошел от нее и порвал с этими людьми, но я не проявил достаточного мужества, чтобы сообщить об этой антисоветской организации органам НКВД... [ЦА ФСБ РФ, Р 9597 (преж. 14397, 961618), л. 16].
На самом деле участие Гиршфельда в собраниях рыцарских групп началось не позднее 1924 г. и продолжалось до 1927‑1928 гг. (он сам называет эти даты), и, как показывал А. С. Поль, Гиршфельд на протяжении достаточно долгого времени служил помощником по административно-хозяйственной части у Ю. А. Завадского при строительстве его Студии. Об осведомленности Гиршфельда в делах Ордена свидетельствуют и его показания в процессе следствия. Впервые Гиршфельд был арестован в ночь с 11 на 12 сентября 1930 г. К этому времени его отец уже давно умер (1916 г.), мать, Б. Г. Гиршфельд, жила вместе со старшим сыном Эмилем Федоровичем, эстрадным артистом иллюзионистом, выступавшим под псевдонимом Кио; младший брат, Гаррий, работал инженером на заводе. Сам Ф. Ф. Гиршфельд был женат на Антонине Васильевне Плешаковой, имевшей уже дочь Веронику 8 лет, и все они жили в Большом Златоустинском переулке, д. 4/7, кв. 62. Никаких компрометирующих материалов при обыске найдено не было. Гиршфельд содержался в Бутырской тюрьме сравнительно недолго. Благодаря добровольным и подробным показаниям о лицах, входивших в орденскую организацию, их деятельности и ритуалах посвящения, его освободили 08.10.30 г. под подписку о невыезде, а 13.01.31 г. Постановлением Коллегии ОГПУ по делу Ордена Света дело на Ф. Ф. Гиршфельда было прекращено. Однако арест и следствие для Гиршфельда не прошли даром. Подобно другому подследственному, Н. Н. Русову, Гиршфельд в том же 1930 г. был вычищен из аппарата НКПС, где работал в качестве экономиста-статистика.
В 1931 г. он поступил на работу в редакцию газеты Гудок, но в 1933 г. при очередной волне чисток ушел оттуда и работал на Сталинской (по-видимому — Киевской) железной дороге в качестве консультанта, продолжая сотрудничать с газетой в качестве постоянного корреспондента. В феврале 1935 г. он вернулся в редакцию газеты на должность заместителя заведующего технико экономическим отделом, где работал до 31.12.1937 г., когда был арестован уже как участник правотроцкистской антисоветской организации, существовавшей в редакции газеты Гудок, проводя подрывную вредительскую практику на страницах газеты по заданию этой организации. Начав с отрицания своей принадлежности к данной организации, в которую входили, возглавляя ее, ранее арестованные главный редактор Гудка Аркадий Леонидович Спиваковский и его заместитель Дмитрий Васильевич Кузьмич, Гиршфельд вскоре все обвинения признал, подтвердив показания Спиваковского и Кузьмича на допросах и на очной ставке. Он признал себя полностью виновным 28.01.38 г. при ознакомлении с обвинительным заключением и подтвердил это 10.03.38 г. во время закрытого заседания Выездной сессии Военной Коллегии Верховного Суда СССР, приговорившего Ф. Ф. Гиршфельда к расстрелу, который и был приведен в исполнение в тот же день [ЦА ФСБ РФ, Р 9597 (преж. 14397, 961618), л. 33 и 35]. 18.09.39 г. специальная Комиссия 1-го Спецотдела НКВД СССР постановила уничтожить все документы Ф. Ф. Гиршфельда, изъятые во время ареста.