Из дневника первого секретаря полномочного представительства СССР в Германии А.В. Гиршфельда о разговоре с сотрудником «русского реферата» МИД Германии Вернером фон Типпельскирхом о «голодной» выставке в Берлине. 28 июля 1933 г.
№454
28 июля 1933 г.1*
Секретно
19 июля. Был у Типпельскирха. Заявил ему решительный протест против вторичного появления голодной выставки. После переговоров по этому поводу, которые я вел в его отсутствии, но которые ему, вероятно, известны, выставка была по нашему требованию закрыта. Она тогда помещалась у Халлешестор. Теперь эта выставка вновь вынырнула около Александерплатц под боком у полицей-президиума на Мюнцштрассе, 4. Я решительно протестую против подобного рода игры с исчезновением и появлением выставки и настаиваю на срочном ее закрытии. Типпельскирх ответил, что он займется этим делом. Спросил меня, не знаю ли я что-нибудь об антифашистской выставке в Харькове. Я сказал, что ничего не знаю. Тогда Типпельскирх стал в очень нервном тоне говорить о том, что мы предъявляем претензии в антисоветской пропаганде в то время, когда у нас в Союзе происходят антигерманские радиопередачи. Я ему ответил, что общественное мнение нашего Союза, конечно, возмущено той антисоветской кампанией, которая широко развернулась в Германии, в особенности в связи с так называемым голодом среди немцев Поволжья. Советская общественность не могла не опровергнуть лживых клеветнических утверждений германской прессы и разных немецких организаций, очевидно пользовавшихся и пользующихся поддержкой официальных инстанций...353
1* Датируется по исходящему штампу.
353 Советские дипломаты, выполняя политическую волю сталинского руководства, активно реагировали на факты антисоветской пропаганды в Германии в связи с голодом в СССР. Например, первый секретарь полпредства СССР в Германии и консула в Берлине А.В. Гиршфельд 18 августа 1933 г. во время встречи с сотрудником МИД Германии Типпельскирхом обратил его внимание на «все еще продолжающуюся и усиливающуюся антисоветскую клеветническую кампанию в германской прессе», писавшей о «голодном аде» в Советской России. Особенно его возмутили помещенные в германских газетах фотографии якобы голодающих немцев в СССР, которые, по его мнению, были «ложными» и «клеветническими» (АВП РФ. Ф. 0165. Oп. 13. П. 154. Д. 361. Л. 116-117).