Из № 91-92 религиозного информационного бюллетеня (Женева) о реакции православной церкви в США, Канаде и Франции на голод в СССР. 12 октября 1933 г.
№ 429
Не ранее 12 октября 1933 г 1*
§ 266. Воззвание православного архиепископа по поводу голода на Украине
Ниже мы воспроизводим трогательное письмо архиепископа Украинской православной церкви Ивана Теодоровича (Филадельфия, штат Пенсильвания), адресованное прихожанам его епархии и опубликованное в журнале «Днiпро» № 8 от 15 сентября 1933 г. (От редакции.)
Прихожанам украинской автокефальной православной церкви в США и Канаде!
Братья и сестры!
Все более и более ужасные вести постоянно доходят до нас с нашей далекой, но так горячо любимой родины Украины, томящейся под страшным игом красной диктатуры жидо-москалей. Последняя информация от совершенно надежного источника, которому удалось пересечь границу, так плотно закрывшую от нас нашу родину, принесла неопровержимые факты ужасного, почти неописуемого голода, от которого медленно и молчаливо изнемогают миллионы наших соотечественников. Эти миллионы землепашцев и трудяг Украины в настоящий момент лишены каких-либо физических сил, чтобы сражаться со всеми ужасами страшной голодной смерти. Красная Московия, опираясь на евреев, стоящих во главе почти всей правящей коммунистической администрации Украины, конфисковала землю украинских крестьян, разрушила все сельскохозяйственное общество, столь процветавшее раньше на Украине, и окончательно преобразовала каждого украинского землепашца-сельскохозяйственника, некогда свободного и независимого, в рабочий пролетариат или даже в сельского раба, которому не принадлежит ничего. Он в чудовищных условиях обязан работать за «паек» (рацион хлеба) на красных комиссаров чужеродного происхождения. Даже для того, чтобы получить этот ничтожный кусок хлеба, работники — люди из этой страны — должны простираться ниц, как рабы, и беспрекословно повиноваться посланникам из Москвы и их приспешникам: коммунистам-евреям и другим, безжалостно правящим Украиной и ее христианским народом. И в этих условиях красное правительство Москвы проводит на живом теле Украины эксперименты по претворению на практике всех губительных теорий марксизма. Каждый год центральное коммунистическое правительство проводит децимацию украинской нации, отправляя тысячи и сотни тысяч украинских крестьян в ссылку на север, в концентрационные лагеря или на принудительные работы, где погибают все сопротивляющиеся режиму. Таким образом, губятся любые стремления к независимости и к тому социальному устройству, который подошел бы Украине. А те же, кто остается в стране и продолжает сопротивляться, пусть даже пассивно, коммунистическим доктринам, истребляются любыми возможными средствами, главным образом, принудительной реквизицией всех сельскохозяйственных продуктов до последнего зернышка зерна. Делает это местная администрация, особенно враждебная религиозным чувствам, традициям и национальному менталитету украинского народа.
Это является причинами ужасного голода, разоряющего сейчас Украину в СССР.
Преступление, выражающееся в методическом уничтожении украинского народа, не покорившегося коммунистическому режиму, происходит медленно, но верно. Голод — одна из ветвей этой преступной политики. Он уже скосил много миллионов жизней, в основном, среди жителей сельских районов. Целые деревни стоят разоренными так же, как и прежде процветавшие районы. Московское правительство, следуя антиукраинской политике, уже создало на территории Украины много колоний, в том числе из представителей народов чужих республик (евреи, московиты, молдаване, греки, поляки и др.). Сейчас они готовы колонизировать нашу страну и полностью забрать ее себе. Так они думают облегчить работу своим учреждениям на местах и заменить автохтонное украинское население, уничтожив его страшным искусственным голодом. Московско-коммунистическое правительство хочет любой ценой избавиться от украинских крестьян, убежденных противников режима, и создать на месте Украины современную Самарию — республику, сформированную по принципу смешения всех национальностей, в особенности монгольских и семитских, чтобы навсегда уничтожить стремления украинского народа к суверенитету и к национальной свободной жизни.
Мы, православные украинцы в изгнании, на данный момент не имеем силы и возможности помешать этому столь отвратительному плану непременного уничтожения нашего народа в СССР. Но мы рассказываем о наших бедствиях всему цивилизованному и христианскому миру. Направляем наши пылкие молитвы Господу милосердному Иисусу Христу, прося Его облегчить груз тяжких напастей нашего несчастного народа и даровать ему в дальнейшем новую лучшую жизнь. Великий Боже, Отец всех живущих, взгляни на неимоверные страдания твоего украинского народа, защити нас, спаси нас Своею всемогущей волей; мы верим в Твое милосердие и смиренно возносим к Тебе наши молитвы. Услышь нашу просьбу, Отец и Господь наш, возьми нас всех под Твою защиту — нас, верных рабов Твоих и набожный украинский народ.
Подписано: Иван Теодорович, Архиепископ
§ 267. Проведение заупокойной службы за души погибших от голода или замученных людей
Магистр Евлогий Георгиевский, митрополит Русской православной церкви в Париже, 12 октября распорядился каждое первое воскресенье месяца после литургии петь реквием за души тех, кто погиб в СССР без молитвы и без обычных церковных обрядов. В первую очередь, речь идет о душах людей, погибших в лагерях и на принудительных работах, в тюрьмах и от голода, опустошающего нашу Родину. В завершение заупокойной службы после «Вечной памяти» священник должен читать особую молитву за отпущение грехов соотечественникам, имена которых известны одному только Господу Богу.
§ 268. Коллективное самоубийство 38 украинских крестьян
Согласно информации из советских газет, в дер. Малый Курган на Украине 38 крестьян, верующих православных, под страхом религиозных преследований и голода заперлись в доме, с пением псалмов подожгли мебель и дом, и умерли в пекле. Этот трагический поступок был совершен людьми с абсолютно благочестивыми душами от безысходности. Они подвергались постоянным мучениям со стороны атеистического коммунизма. Советской прессой это было оценено как еще одно проявление буржуазных и контрреволюционных чувств...
1* Датируется по содержанию документа.