Докладная записка первого секретаря Татарского обкома ВКП(б) А.К. Лепы И.В. Сталину об увеличении отчислений от хлебозакупок. 22 февраля 1934 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1934.02.22
Метки: 
Источник: 
Голод в СССР 1929-1934. Том 3. Лето 1933 - 1934 гг. М.: МФД, 2011. Стр. 377-379
Архив: 
АП РФ. Ф. 3. Оп. 40. Д. 38. Л. 26—29. Заверенная копия.

№287

Секретно

14 декабря 1933 г. по поручению обкома т. Абрамов поставил перед ЦК вопрос об увеличении отчислений от хлебозакупок до 40 % и об установлении отчислений от перевыполнения установленного плана зернопоставок 1933 г. в размере 40 %. ЦК не согласился с этим нашим предложением и установил лишь 45 % отчислений от хлебозакупок, обязав нас из этих отчислений не только обеспечить общее снабжение, но и оказывать продовольственную и фуражную помощь нуждающимся колхозам. Это постановление ЦК является недостаточным и не дает выхода из тяжелого положения с хлебом.

Это постановление исходило из установки, что в Татарии кооперация закупит до 7 млн пуд. хлеба. Но такое количество мы не сумеем купить. Купим самое большее 3,5—4 млн пуд. (если реализуем весной часть страхфондов). Сравнивать хлебозакупки этого года с прошлогодними невозможно, ибо четыре с лишним миллиона пудов, купленные в прошлом году, на 2/3 были взяты за счет колхозных фондов, в первую очередь страхфондов. В этом году покупаем почти исключительно у колхозника, который в здешней обстановке был распропагандирован своеобразно о зажиточной жизни без увязки ее с задачей большевизации колхозов. Не мудрено, что в этой обстановке в октябре—ноябре, то есть до разрешения колхозной торговли хлебом, хлебная торговля развернулась достаточно широко под лозунгом покупки лошадей и коров, а также стройматериалов.

По данным ГПУ, количество проданного таким образом хлеба по отдельным районам исчисляется десятками тысяч пудов. С другой стороны, по-моему, неправильно поступала и «Правда», когда она пропагандировала выгодность продажи хлеба колхозниками на базаре (прилагаю статью из «Правды»1*), во-вторых, хвалила нас, что мы идем впереди других областей и краев по хлебозакупкам.

Промтоварные фонды очень слабо влияют на стимулирование закупки хлеба, много неходовых товаров. Только на днях пришлось разбронировать промтоваров из хлебозакупочного фонда на 9 млн руб. (карамель, мануфактура и т.д.). Производственные и культурные товары (гвозди, самовары, железо, стекло, мешки, брезентовая спецовка, патефоны, пластинки, велосипеды и т.д.) или даются в совершенно ничтожном количестве, или мы ими совершенно не снабжаемся. В результате ряд сельПО затоварился и не имеет возможности выкупать вновь поступающий товар, который по своему характеру иногда мог бы стимулировать хлебозакупки.

В сильной мере на сдержку продажи хлеба влияет наплыв покупателей хлеба как из неурожайных районов Горьковского и Средне-Волжского краев, так и из наших районов, задетых неурожаем. Мы наблюдаем за последнее время быстрый рост цен на хлеб (по отдельным районам в два—три раза).

Несомненно плохо работают и наши местные организации. Причем часть коммунистов явно заражена спекулятивными настроениями. Мы имеем ряд фактов, когда коммунисты, получившие по трудодням 300 и больше пудов, продают кооперации 5—10—20 пудов. Мы имеем прямые выступления коммунистов о необходимости повышения цен на хлеб и о снижении цен на промтовары. В связи с этим в отдельных районах исключенных коммунистов, саботирующих хлебозакупки, насчитывается по полтора—два десятка. Мы выбросили в районы подавляющее большинство нашего республиканского актива, но, тем не менее, мы не можем гарантировать закупку хлеба в размерах свыше 3,5—4 млн пуд.

Что ухудшило наше положение по сравнению с декабрем мес. прошлого года. Нас сняли с централизованного снабжения хлебом, по которому в прошлом году получали ежемесячно 1000 т. Во-вторых, выявилось, что представленные решением ЦК льготы колхозам и единоличникам в сумме 55 605 т оказались полностью неиспользованными. По справке уполКомзагСНК т. Пожилова не использовано льгот минимум на 632 тыс. пуд., что особенно ударило по неурожайным районам, граничащим со Средней Волгой. Дело в том, что неурожайные колхозы этих районов в той спешке, которая имела место осенью прошлого года в выполнении плана зернопоставок, вывезли хлеб на элеваторы. Когда же были представлены льготы и т. Разумов договорился о возможности возвращения хлеба с элеваторов, эти колхозы из-за недостатка денег не сумели своевременно выкупить обратно хлеб с элеваторов, а потом запретили этот возврат хлеба. Для ряда районов, в первую очередь Бугульминского и Бавлинского, требуется не только продовольственная, но и семенная помощь. После возвращения со съезда партии мною получены тревожные материалы об опухании от недоедания колхозников по четырем районам: Спасскому, Тетюшскому, Бавлинскому и Камско-Устинскому. Мы были вынуждены, не имея нарядов из Москвы, пока в порядке срочности отпустить пяти районам 190 т хлеба в счет причитающихся нам отчислений от хлебозакупок для удовлетворения самых неотложных продовольственных нужд. В-третьих, проведенная проверка состояния семенных фондов (в том числе и страховых) по единоличному сектору указывает на явное неблагополучие в этом деле. Ряд районов по единоличному сектору обеспечен на 20—50 % потребности в семенном материале. Кое-что они купят, но в отдельных районах единоличнику придется оказывать семенную помощь, особенно в тех районах, где прошлой весной было допущено грубое администрирование по отношению к единоличнику (например, в Акташском р., где 1500 единоличников были лишены земельных наделов, и у которых были изъяты семенные фонды).

Плохо и с фуражом. Так, по проверенным нами шести районам для 9700 лошадей не имеется концентрированного корма. Не могу не отметить усилившуюся продажу скота не только единоличниками, но и колхозниками. Так, на 1 января мы имеем против 1 июля значительное сокращение скота: по лошадям на 4,1 %, по рогатому скоту на 20,4 %, по овцам — 31,2 %. Это сокращение произошло не только в индивидуальном секторе, но и в колхозах, особенно по крупному рогатому скоту (на 14 %) и по овцам (примерно на 28 %). За последние недели продажа скота по неурожайным районам явно усилилась.

Нами закуплено хлеба на 20 февраля 2316 тыс. пуд., из которых нам должны отчислить 1043 тыс. пуд. Но ввиду того, что, начиная с августа мес., мы жили авансами, из этого количества отчислений на 1 февраля Комзаг вычел наш долг в размере 671 тыс. пуд. В феврале живем безнарядными выдачами хлеба (в счет отчислений от хлебозакупок). Израсходовано 1400 т, да взято было ранее (октябрь—ноябрь) на общее снабжение и до сих пор не возвращено из фонда коммерческого хлеба 1600 т и из 2 % отчислений 2 тыс. т, всего израсходовано без нарядов 305 тыс. пуд. Таким образом, разница в нашу пользу между причитающимся нам отчислением и возвратом долгов государству составляет на 20 февраля всего 67 тыс. пуд., которых хватит, чтобы прожить до 1 марта. Наша потребность на общее снабжение, учитывая произведенное сокращение против октября на 15 %, а против августа на 20 % (что в частности ухудшило снабжение районных работников, а также положение с общественным питанием), составляет не менее 260 тыс. пуд. в месяц. Таким образом, с марта по июль включительно нам необходимо на общее снабжение получить 1300 тыс. пуд. Наши минимальные подсчеты указывают, что на продовольственную, фуражную и семенную помощь колхозам и в отдельных районах единоличным хозяйствам потребуется не менее 800 тыс. пуд. Кстати, эта помощь должна быть оказана немедленно до распутицы.

Таким образом, мы вынуждены вновь поставить перед ЦК вопрос о хлебной помощи. Мы выдвигаем предложение о доведении отчислений от хлебозакупок 1933/34 г. до 80 %, установив эти отчисления с начала закупок хлеба232.

Секретарь Татарского ОК ВКП(б) А. Лепа

1* Приложение в деле отсутствует.

232 3 марта 1934 г. председатель Комитета заготовок Чернов направил записку в ЦК на имя Сталина и Кагановича и СНК СССР — Молотову, в которой предложил удовлетворить просьбу Татарского ОК ВКП(б) об увеличении отчислений от закупок хлеба в Татарии с 45 % до 80 %, поскольку она, в отличие от других областей и краев, не получила никаких отчислений от перезаготовок по зернопоставкам сверх годового плана (АП РФ. Ф. 3. Oп. 40. Д. 92. Л. 17). 5 марта 1934 г. ПБ приняло соответствующее постановление (Там же. 16).