Докладная записка первого секретаря Средне-Волжского крайкома В.П. Шубрикова И.В. Сталину о положении с тягловой силой в колхозах левобережья. 28 марта 1934 г.
№280
Совершенно секретно
Положение с тяглом в левобережных колхозах края катастрофическое: с 1929 г. по 1 января 1934 г. мы потеряли в колхозах левобережья 435 тыс. лошадей. Если в 1929 г. в колхозах Левобережья было 670 тыс. лошадей, то на 1 января 1934 г. осталось только 235 тыс. Такой огромный урон объясняется в некоторой степени нашими потерями в период коллективизации, но в основном он является результатом нашей плохой работы и, главное, недорода и большой перегрузки коня за последние 4 года.
Лошадь в колхозах Левобережья настолько истощена, что, несмотря на большую работу, проведенную нами в этом году по улучшению ухода за лошадью, несмотря на то, что в большинстве колхозов Левобережья построены утепленные конюшни, введены во многих колхозах кормозапарники, проведена работа по подбору конюхов (за год на эту работу выделено 4 тыс. комсомольцев), заметно лучше, чем в прошлые годы, поставлена борьба с эпидемией, тем не менее только за два месяца (январь—февраль 1934 г.) мы потеряли по всем колхозам края 12 300 лошадей (за весь год около 70 тыс.). Из этих 12 300 павших лошадей около 10 тыс. падает на колхозы Левобережья.
Наряду с многочисленными фактами недобросовестного ухода за лошадью, основной причиной такого падежа является большое истощение коня в связи с чрезмерной нагрузкой работ на лошадь. Так, из общего количества зяби в 4200 тыс. га, поднятой колхозами с осени, 700 тыс. га падает на тракторы, около 500 тыс. га на коров и все остальное на лошадей. По сравнению с 1929 г. нагрузка на одну лошадь в переводе на пахоту увеличилась в два с лишним раза (в 1929 г. 3,6 га, в 1934 г. — 8,3 га с учетом нового завоза 2300 тракторов). И в то же время кормим мы лошадь из года в год хуже — всю зиму соломой и только на зябке и на весеннем севе даем совершенно недостаточное количество концентрированных кормов.
В настоящее время у нас в целом ряде колхозов недородных районов совершенно нет лошадей или они насчитываются единицами, так что здесь посевную придется проводить на коровах и частично на тракторах (мы имеем в виду, главным образом, колхозы, не обслуживаемые МТС).
Большое количество поднятой зяби и отпущенная правительством фуражная ссуда в размере 1,5 млн пуд. дают нам возможность, при условии выполнения плана завоза тракторов к весне, с весенней посевной кампанией справиться. Но осенью, если не будет пересмотрен и увеличен план завоза тракторов в Среднюю Волгу, чрезмерная нагрузка на истощенное поголовье приведет к тому, что мы не сумеем поднять должного количества зяби и поставим под непосредственную угрозу гибели остальное поголовье.
Так же остро стоит вопрос и с коровой. Широкое использование коров на зябке, пахоте и других с.х. работах повышает в значительной мере яловость коров, создает условия неблагополучных растелов, выкидышей и проч. Надо прямо сказать: что бы ни говорил Наркомзем, но при таких условиях успешная борьба за воспроизводство крупного рогатого скота, улучшение его качества, повышение молочности невозможны.
Мы готовы понести любое наказание за наши промахи и ошибки в вопросах сохранения конского поголовья и поголовья крупного рогатого скота. Но одновременно просим ЦК принять решительные меры к недопущению того, чтобы край был отброшен на несколько лет назад.
Мы просим: а) увеличить завоз в край до осени 1934 г. тракторов до 100 тыс. HP и б) отпустить долгосрочный кредит в размере 15 млн руб. для закупки лошадей в благополучных соседних с нами краях и республиках, в частности Башкирии и Татарии, и в некоторых благополучных районах Правобережья края для тех колхозов, которые или совершенно не имеют лошадей, или имеют их в таком незначительном количестве, что даже не могут обслужить тракторного парка.
Убедительно просим как можно скорее разрешить этот вопрос.
Секретарь Средне-Волжского крайкома ВКП(б) В. Шубриков