Спецсообщение Секретно-Политического отдела ОГПУ СССР «О продовольственных затруднениях по ряду колхозов Нижне-Волжского и Северо-Кавказского краев». 28 января 1934 г.
№266
Совершенно секретно
Зам. нач. ПО Лопатинской МТС НВК сообщает: «В отдельных колхозах имеют место случаи опухания колхозников на почве голода. Например, семья колхозницы Атемасовой, имеющей 400 трудодней, опухла от голода. Колхоз (“Ударник”) выдал на трудодень лишь по 750 г хлеба. В настоящее время колхоз никаких хлебных фондов не имеет.
В колхозе “Свободный труд” колхозница Никулина, имеющая 200 трудодней, употребляет в пищу исключительно суррогаты — тыкву с картофельной шелухой. В этом колхозе выдано на трудодень по 900 г хлеба.
Аналогичные случаи голодовок наблюдаются в колхозах “Интернационал”, “Янга-Юл”, “Янга-Кюч”, им. Сталина и “Ленинский путь”. В районных и краевых организациях в течение двух недель разрабатывается план оказания продпомощи этим колхозам, до сего времени помощь не оказана».
Зам. нач. ПО Н.-Деревянковской МТС СКК сообщает: «26 декабря 1933 г. в колхозе “Трудовой молот” в квартире колхозницы Крапива обнаружены трупы двух женщин — Буденко Меланьи и Крапивы Феклы, умерших от голода.
27 декабря 1933 г. в колхозе “Новый восход” в семье колхозницы Гуденко обнаружен труп ее сестры, умершей от голода. Вся семья Гуденко, состоящая из 3 чел., находится в тяжелом положении. Муж Гуденко весной 1933 г. за хищения зерна осужден на 10 лет. Семье Гуденко оказана продпомощь.
Выборочным обследованием 21 хозяйства колхозников колхоза “Путь к социализму” выявлено, что большинство этих хозяйств имеют незначительное количество трудодней, хлебом не обеспечены и питаются свеклой».
Северный областной отдел ПП ОГПУ СКК сообщает: «В колхозах им. Буденного, им. Калинина и Черновском Вешенского р. за последнее время резко обострились продзатруднения, являющиеся результатом бездеятельности колхозного руководства. Например, в колхозе им. Буденного распределение доходов не произведено, колхозники получили авансом по 500 г на трудодень, тогда как до сего времени лежат необмолоченными 528 га колосовых культур. Это привело к обострению продзатруднений, вследствие чего ряд колхозников-ударников опухли и на работу выходить не могут, например: ударник 5-й бригады Орлов имеет 250 трудодней, хлеба в семье нет, на почве недоедания начал опухать. Ударники Максаев и Самойлова не выходят на работу по причине опухания, т.к. питаются суррогатами, хлеба совершенно не имеют.
По колхозу Черновского сельсовета до 30 % всех колхозников, имеющих от 200 до 120 трудодней, совершенно хлеба не имеют, питаются суррогатами из брица».219
Нач. 5 отд. СПО ОГПУ Герасимова
219 В январе 1934 г. Г.А. Молчанов получал сообщения о голоде и из других источников. Например, зам. начальника Каширинской МТС Косунин в спецсообщении на имя Молчанова привел следующие факты о голоде в колхозах зоны действия МТС в январе 1933 г.: 39 случаев опуханий, 3 случая смерти детей школьного возраста, употребления в пищу в 180 хозяйствах суррогатов, отдельные случаи употребления в пищу падали лошадей и домашней птицы (ЦА ФСБ России. Ф. 3. Oп. 1. Д. 73. Л. 209).